Россиян научат грамотно выбирать товары в интернете

Первоочередное внимание будет уделено защите прав потребителей при покупке продуктов, регулированию медицинских услуг, фармацевтики, энергоснабжения, ЖКХ и туризма. Фото с сайта pixabay.com
Правительство утвердило стратегию защиты прав потребителей до 2030 года

Премьер-министр Дмитрий Медведев утвердил стратегию государственной политики по защите прав потребителей до 2030 года. Об этом глава правительства объявил во время совещания с вице-премьерами в Горках 4 сентября. Документ был разработан по поручению президента Владимира Путина по итогам апрельского заседания президиума Госсовета.

Председатель правительства напомнил участникам совещания, что действующий закон «О защите прав потребителей» был принят еще в 1990-е годы.

— За 25 лет в закон внесли более 230 поправок. Скажем прямо — все это порождает противоречивую правоприменительную практику, оставляет всякого рода лазейки для нарушений, в итоге люди сталкиваются с мошенничеством и утратой имущества, — добавил премьер-министр.

В утвержденном документе перечислены задачи стратегии. Это, в частности,  предотвращение недобросовестных бизнес-практик, развитие рыночной конъюнктуры для расширения выбора и снижения цен, продвижение рациональной модели потребления и др. Дмитрий Медведев поручил Роспотребнадзору совместно с заинтересованными ведомствами в шестимесячный срок представить в правительство план мероприятий по реализации стратегии.

Первоочередное внимание будет уделено защите прав потребителей при покупке продуктов, регулированию медицинских услуг, фармацевтики, энергоснабжения, ЖКХ и туризма.

Согласно тексту документа, с которым ознакомились «Известия», особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения. Их число растет. В 2014 году в России было зарегистрировано 1628 таких союзов, в 2015-м — 1754, в 2016 году — 1864.

Важная проблема — защита прав потребителей при покупках в интернете. По данным Росстата, доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли ежегодно увеличивается (2014 год — 0,7%, 2015-й — 0,9%, 2016-й — 1,1%).

Одновременно растет и число жалоб потребителей на онлайн-торговцев. Основные нарушения при дистанционных продажах — это реализация опасных товаров, не соответствующих обязательным требованиям; непоставка оплаченного товара; нарушение сроков доставки; продажа товара, не соответствующего описанию или ожиданию.

Стала очевидной и неурегулированность деятельности так называемых агрегаторов. Как записано в тексте стратегии, «формально не являясь продавцами товаров или исполнителями услуг», именно они оказываются непосредственными получателями денежных средств от потребителей.

Правительство планирует повышать цифровую грамотность россиян — чтобы они умели находить в сети информацию о товарах, правильно ее оценивали и делали осознанный выбор при онлайн-покупках, а также владели навыками защиты от интернет-угроз. Как именно будет организовано такое обучение, пока не определено.

По данным ВЦИОМа, 64% россиян осведомлены, что их потребительские права защищены законом, но содержание этого закона представляют себе только в общих чертах. Только 11% хорошо знают, в чем заключаются их права потребителей. 20% признались, что им об этом ничего не известно.

Кроме того, правительство работает над повышением доступности товаров для различных слоев населения. В частности, в тексте стратегии говорится о необходимости отдельной «дорожной карты» по повышению доступности российского финансового рынка для всех групп населения, в том числе для людей с ограниченными возможностями. Документ должен быть подготовлен к концу этого года.

В документе отмечается, что стремительный рост потребительского кредитования привел к закредитованности значительной части населения. В связи с этим кабинет министров подготовит план действий по защите прав заемщиков, снижению их долговой нагрузки и закредитованности. Предполагается разработать специальные правила реструктуризации кредиторской задолженности социально уязвимых групп населения.

Согласно стратегии к 2030 году не менее 85% потребителей должны быть  удовлетворены уровнем защиты их прав. К этому же сроку во всех субъектах России должны быть подготовлены и действовать региональные программы по защите прав потребителей.

Материал опубликован в газете «Известия» от 5 сентября 2017 года