Государственный ансамбль песни и танца «Чалдоны» выходит на новый уровень: в нынешнем году, например, артисты объехали всю Россию от Сахалина до Санкт-Петербурга, и даже побывали в Мьянме. О том, каким был нынешний год, и о творческих планах коллектива рассказывает его директор Кирилл Лабутин.

«Казаки» в нефтяном краю
- Кирилл Геннадьевич, что удалось сделать в нынешнем году? Каковы главные итоги?
- Действительно, нынешний год выдался насыщенным, это год восьмидесятилетия Победы, Год защитника Отечества, и поэтому наше министерство культуры дало нам определённый карт-бланш, и мы достаточно много поездили. Год мы начали с северных регионов Российской Федерации, были выступления в Сургуте, в Нижневартовске, в Мегионе, в Лангепасе. Это Крайний Север, нефтяники замечательные люди и отзывчивые зрители. Накануне 23 февраля мы туда поехали с программой «Эй, казаки на коня». Она буквально пропитана казачьей культурой, это музыкальное наследие сибирского, донского, уральского казачества. Были мы там по приглашению Сургутской филармонии.

В марте месяце мы заключили соглашение с командованием 41 общевойсковой армии, которая дислоцируется на территории Новосибирской и Кемеровской области, а также Алтайского края. Наши артисты выступали для военнослужащих воинских частей, участников специальной военной операции и членов их семей. Наш проект назывался «Во имя Отчизны, во славу Победы» всего мы дали шесть концертов, получили очень много добрых отзывов.
На языке Мьянмы
С первого по девятое мая мы выступали на Сахалине со своей прекрасной программой «Человек больше войны», которую мы готовили ещё к семидесятилетию Великой Победы. На Сахалине у нас там было порядка шести концертов. Завершился гастрольный тур концертом на главной площади Южно-Сахалинска в День Победы.

Затем, в рамках федерального проекта «Мы – Россия», у нас были гастроли в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, всего мы посетили шесть городов. И я хочу отметить, что жители города, пережившего блокаду, совершенно особенно воспринимают песни на военную тематику.
Ну а совсем недавно, в ноябре, мы вместе с делегацией Новосибирской области побывали в Мьянме, где знакомили жителей этой страны с нашей русской, сибирской культурой. И даже подготовили песню на их родном языке, которую исполнили, а капелла. Принимали нас очень хорошо, надеюсь, что наш коллектив приедет туда на гастроли.

Волшебная поэзия костюма
- Расскажите, пожалуйста, о вашей новой концертной программе.
- Премьера новой программы «Гармошечка-говорушечка» состоялась 13 декабря, в нее вошли песни российских и сибирских композиторов, в том числе основательницы «Чалдонов» Светланы Смоленцевой, которой, к сожалению, уже нет с нами. Кстати, эту программу мы будем исполнять 25 декабря в ДК «Сибтекстильмаш». В январе у нас тоже будут концерты – например, будем выступать перед участниками специальной военной операции в Бердске, затем в Искитиме.

- У вашего коллектива, помимо прекрасной музыки, замечательные сценические костюмы. Расскажите, пожалуйста, кто их создает, что берётся за основу?
- Создание костюмов – такой же творческий процесс, как и подготовка программы. У нас есть своя швейная мастерская, где работает художник по костюмам Людмила Гончар, закройщик, две швеи, и мастерица-вышивальщица. Сначала художник делает эскиз, по которому отшивают один-два костюма. Затем артисты исполняют в них танцевальный номер. Понимаете, сценический костюм очень отличается от обычной одежды, исполнителю должно быть в нем удобно. В процессе вносятся необходимые изменения, костюм проходит необходимую доработку. И, если все получилось, финальный этап – за дело берется вышивальщица, которая расшивает костюм узорами, пайетками и стразами. Важный момент: художник, создавая костюмы, обязательно берет народную основу. В нынешнем году, например, она использовала мотивы архангельской росписи.

Спасибо «Пушкинской карте»
- Следующий год объявлен в России Годом единства народов. В Сибири ведь проживают не только русские. Есть ли в планах создание программы, посвященной разным этнокультурным традициям?
- Несколько лет назад у нас была такая программа, она называлась «Мир под крылом», в нее вошли русские, украинские, белорусские, казахские, немецкие песни и танцы. Не исключено, что мы используем этот материал, или, по крайней мере, его часть, в своих выступлениях.
- Ансамбль «Чалдоны» существует уже 36 лет. Как, на ваш взгляд, изменилось восприятие народной культуры за это время? Приходится ли адаптировать репертуар под современную аудиторию?
- Конечно, мы всегда стараемся придать нашим песням свежее, современное звучание. Но это очень сложно – популяризировать русскую народную культуру, и не скатиться при этом в откровенную пошлость. А такое, к сожалению, нередко происходит. Но я полагаю, что нам удается этого избегать. Замечаю, что в последние годы у нас на концертах много молодежи, и это не может не радовать. Большую роль в этом, конечно, сыграло введение «Пушкинской карты». Это прекрасно, что школьники, студенты, молодежь могут посещать наши выступления.

Плюшевые игрушки и пышный каравай
- Какие самые неожиданные, или, может быть, самые запоминающиеся реакции зрителей были на ваших концертах?
- У нас прекрасные зрители, всегда очень тепло принимают, сопереживают. Помню, в феврале-марте наш коллектив давал концерт в области – мы вообще много выступаем в глубинке. Давали программу «Эй, казаки, на коня». И в самом конце выступления в зал зашла семья – мужчина в казачьей форме, женщина в казачьем костюме, и двое детей. Они вручили нашим артистам красивый, свежеиспечённый каравай. Это было очень трогательно.
А совсем недавно, 6 декабря, мы выступали перед участниками специальной военной операции, и они подарили нашим девочкам цветы и плюшевые игрушки. Тоже было очень приятно. Очень тепло принимали в Выборге, приглашали обязательно приехать еще. Вообще, таких моментов было немало, повторюсь – у нас замечательный зритель.

- Каковы планы на будущий год? Над какими проектами работаете сейчас, чем удивите нас в будущем?
- Планов много. Наш художественный руководитель Евгений Малышев мечтает создать не просто концертную программу, а настоящий музыкальный спектакль, если хотите, мюзикл. Времени только не хватает. На подготовку концертной программы обычно уходит два-три месяца, а чтобы поставить спектакль, времени надо больше.
Чтобы внести свежую струю в наше творчество, мы теперь приглашаем режиссеров-постановщиков из разных российских регионов, например, из Орла, с Кубани, из других городов. Обновляется рисунок танца, появляются новые движения. Песни тоже новые вводим – композиторы сами предлагают нам их. Команда «Чалдонов» тоже обновляется. Например, к нам пришли молодые, энергичные хормейстер Юлия Кондратова, и музыкальный руководитель Сергей Шатилов. Думаю, вместе мы сделаем еще немало, чтобы порадовать нашего зрителя.






Комментарии