Свои фотографии Павел Мирошников широкой публике представляет редко. Поэтому к его выставкам всегда повышенный интерес. Поздравить коллегу в Краеведческий музей пришли ведущие новосибирские фотографы, художники, любители фотографии.
Кураторами выставки выступили художник Вячеслав Мизин и председатель Регионального отделения Союза фотохудожников России Евгений Иванов. Именно они, вместе с автором, решили объединить в одной экспозиции два разных фотопроекта Мирошникова: «Музей моей тетушки» и «ЖиVые массивы».
– Сначала мы планировали показать один проект «Музей моей тетушки». И я сам эту работу Мирошникова очень люблю. Но в процессе обсуждения – и во многом потому, что Павел Мирошников – активно действующий фотограф, который с камерой ходит каждый день – было решено добавить в экспозицию его фотографии, которые еще никто не видел. И это очень, на мой взгляд, удачно получилось, – сказал на открытии выставки Евгений Иванов.
Большая часть выставки – это снимки, объединенные автором в серию с условным названием «ЖиVые массивы». Перевернутые буквы в названии, когда русское «Л» превращается в латинскую «V», подчеркивают авторский замысел: у Мирошникова кварталы скорее не «жиЛые», а «жиВые». Собранные во время многочисленных прогулок по спальным районам, эти снимки запечатлели жизнь людей на окраинах большого города «здесь и сейчас».
Мирошников намеренно отходит от топографической узнаваемости, географической определенности и вообще любой конкретики. В героях его фотографий узнаешь и жителей мегаполиса, и обитателей провинциального городка. Снятые в монохромной технике, его street-foto фиксируют неуловимые мгновения, из которых, собственно, и состоит человеческая жизнь.
На фотографиях Мирошникова люди не позируют, не надевают какую-то «маску». Естественными старается запечатлеть фотограф прохожих, бабушек, сидящих на лавочке во дворе, подростков, играющих в футбол.
Фотограф обладает способностью замечать необычные моменты в жизни мегаполиса – движущийся трамвай, застывший на веках деревьев снег в его кадре выглядят по-иному.
– Мы движемся, живем по одному маршруту: магазин – остановка – работа – дом. А если попытаться приподняться над этой привычной средой, над обыденностью, посмотреть на нее отстранено – это очень интересно. Ведь в каждом таком районе есть свои детали, особые места, интересные люди, – подчеркивает Павел Мирошников.
Другая часть выставки – это фрагменты фотопроекта «Музей моей тетушки». Это рассказ о жизни человека, которого автор знает очень хорошо: Таисия Ермолаевна Ковалева – родная тетя Павла Мирошникова.
– Эта тема для меня особенная. Она мне близка и дорога. Сначала я снимал что-то для нашей семейной истории, – уточнил автор. – Но потом я увидел, что вещи лежат не в хаотичной последовательности, а что все документы, фотографии, письма – это уже сама по себе законченная художественная композиция.
Над этой серией Павел Мирошников работает уже более трех лет. Отснял более ста снимков. Это не только портреты. На фотографиях автор реконструирует человеческую жизнь, которую сама Таисия Ермолаевна сохранила в старых фотографиях, письмах и открытках, книгах, значках, театральных билетах.
– Это не просто показывать, потому что этот человек мне близок. Но я думаю, что это будет интересно и полезно другим, – сказал Павел Мирошников. – Может быть, на этих снимках кто-то увидит «свою тетушку» – и уже не станет выбрасывать старые письма. Эта выставка – повод задуматься о тех вещах, о людях, которые нас окружают.
Непреходящая ценность памяти и человечности – главное, что объединяет фотографии Павла Мирошникова. Любовью и вниманием к человеку проникнуты и городские пейзажи, и жанровые фотографии, и портреты «говорящих» вещей, представленные на выставке.