Железная дорога, соединившая запад России с Сибирью и Дальним Востоком, пожалуй, одна из грандиозных строек века. Первые пассажиры проехали по магистрали в 1904 году, но завершили проект только в 1916.
Артерии войны – так называли рельсовые пути в военные годы. Тогда казалось, что движется вся страна. За Урал, в Сибирь, перебазировали тысячи фабрик и заводов. Эвакуировали миллионы людей. В обратную сторону отправляли боевые самолеты, вооружение. Грузовые составы шли сплошным потоком, интервал между поездами был всего 600-700 метров.
– Поступит от диспетчера сигнал о том, что паровоз приходит с поездом, нужно машинистов в такое-то время заменить. Кто должен их вызывать? Вот мы, будучи пацанами, и бегали, вызывали. Неважно, вечер или ночь. Идешь в Ельцовку, Нахаловку, Новосибирск, – вспоминает ветеран железной дороги Александр Агафонов.
А на восток двигались военно-санитарные поезда. Оперировать чаще всего приходилось на ходу, пусть не таком плавном, как в довоенные годы. Тысячи железнодорожников записались на фронт добровольцами, а на места машинистов, кочегаров и других специалистов пришли подростки и женщины
Из воспоминаний помощника начальника станции: «За годы войны на подъездных путях к заводу я не видел ни одного мужика. Бедные женщины и уголь выгружали, и металл грузили в вагоны, и тяжеленные ящики со снарядами. День и ночь люди работали».
– Если бы не построили Транссиб в то время, это мое личное мнение, что здесь был бы уже Китай. Это 100%, – говорит научный сотрудник краеведческого музея Наталья Минина.
Благодаря Транссибирской магистрали стали появляться новые деревни, когда-то небольшие поселки превратились в деловые центры. По сей день Транссибирская магистраль остается самой протяженной в мире.