Не стали организаторы придумывать фестивалю вычурного названия, осталось родное, парковское — «У моря Обского». Так и пошло по миру.
Про соборные традиции
Первые участники — новосибирцы и бердчане. Из зарубежных гостей были только мастера из Узбекистана. В 2019 году представлены работы из двух десятков российских регионов, а также из Франции, Канады, Латвии, Беларуси, Казахстана, Украины, Узбекистана.
В частности, каждый мастер создает уникальный лоскут для единого фестивального одеяла. Вот в этом году более сотни участников, лоскутов — 89. Проект благотворительный. Придумала его новосибирская художница Елена Юдина. Совместное произведение искусства отправляется в подарок — в детский дом или в храм, пострадавшим от стихийного бедствия и так далее. Представляете, сколько тепла в каждом одеяле, сколько доброты! Каждый лоскут вышивается вручную, стежок за стежком рождается настоящая картина.
Ручная стежка, удивительный подбор тканей. Каждый блок — душа мастера, его настроение, стиль. Фото Юлии Назаренко
— Наше одеяло теперь находится в кабинете труда детского дома на Кубани, — говорит художник Елена Юдина, — в качестве примера различных техник вышивки.
Рождаются здесь удивительные соборные вещи. Так, например, в разные годы на фестивале бывали работы из всех городов СФО. В результате общими усилиями мастера создали геральдическое панно, на котором представлены все сибирские гербы.
Десятки самодеятельных швейных коллективов и мастеров-одиночек каждый год сливаются в большой цветной муравейник в парке и фонтанируют идеями, запускают одеяла на колесе обозрения. И погода им всегда угождает. Говорят, помогает им в этом ряженная в лоскуты кукла. Словом, фестиваль не обходится без собственных легенд.
Про Милан и Хьюстон
Рассказали мастерицы грустную легенду. О том, как фестивальные лоскутные одеяла не попали в 2015 году в Милан. В общем-то, не легенда. Реальная история. Итальянцы тогда настойчиво предлагали отправить коллекцию фестиваля «У моря Обского» вместе с делегацией Новосибирской области на ЭКСПО и даже по этому поводу письмо присылали губернатору — тогда Владимиру Городецкому. Вот так пиар, согласитесь! Но… документ пошел «вниз» по официальным инстанциям, в итоге попал в оргкомитет фестиваля, а это не организация даже, а всего несколько общественников-активистов, откуда у них столько деньжищ — одеяла в Италию возить? Так и остался Милан фестивальной легендой.
Блоки для одеяла «Мой цветущий сад», которое отправится в Америку. Фото Юлии Назаренко
А вот другая международная история. Оптимистическая. Приехала однажды на фестиваль в Новосибирск Людмила Чарест, мастерица родом из Красноярского края, судьба распорядилась так, что она уже 20 лет живет в Канаде и пропагандирует за рубежом творчество русских мастеров.
— Людмила Чарест приглашает рукодельниц создавать блоки размером 30 на
Геральдическое панно, созданное мастерами Сибирского федерального округа. Фото Юлии Назаренко
Кстати, Людмила Чарест планирует собрать иностранную группу мастеров, чтобы приехать на фестиваль «У моря Обского».
Есть у фестиваля вопрос с палатками. Хочется, чтобы они были белыми, потому что лоскуты и одеяла будут выигрышней смотреться без нелепых желто-голубых теней. Обещали 25 палаток. Даже нашли подрядчика. Пока средств на это «излишество» не хватило в муниципалитете. Зато благодаря бардовскому фестивалю «Станция Сибирь» в парке решится наконец вопрос с обустройством стационарных санузлов. В этой связи стоит порадоваться не только за участников фестивалей, но и за тех горожан, которые и летом, и зимой стремятся на берег отдохнуть, подышать воздухом. Место-то райское.
Комментарий
Елена Юдина, художник, автор проекта фестивальных одеял:
— Нашему фестивалю десять лет. За все годы мы сшили десять одеял. У каждого свое название: «Шелест зеленого леса», «День пятый» (птицы), «Дом», «Море», «Дерево», «Лето красное», «Урожай», «Книга», «Фестиваль». В этом году — «Путешествие», куда вошел мой лоскут, созданный по мотивам моего участия в оформлении творческой лаборатории Славы Полунина «Желтая мельница» под Парижем.
Интересна история коллективного одеяла «Урожай», которое мы собрали в 2016 году и потом передали Пушкинскому музею. В Пушкинских горах на могилу поэта положили. Вручали в музее, было открытие выставки, и кто-то из журналистов зачитал письмо матери Пушкина к Александру Сергеевичу, в котором она пишет, какой они собрали урожай, как созрела тыква. Удивительное совпадение: на нашем одеяле — словно иллюстрация к этому письму!
Отвозили одеяло «Лето красное» в Соломбальскую библиотеку имени Бориса Шергина в Архангельск. Дело было зимой. На белом снегу у белого моря наше красное одеяло — потрясающе!