О скандальной истории сотрудники Ояшинского интерната рассказывают со слезами на глазах. Обидно за коллег, за общую непростую работу и за детей, которых считают своими.
Ирина Котенева учится на преподавателя начала уже в зрелом возрасте, переведясь с экономического направления. Все 5 лет учебы в университете слышала об Ояшинском интернате и после получения диплома пришла сюда работать педагогом-дефектологом.
– Я здесь открытие сделала – супер-конструктор. По нему можно понять уровень ребенка, как устроена его мозговая деятельность. Я крупные детали все убрала, потому что некоторые есть хитрые. Крупные детали собирают моментально, а некоторые – тяжеловато, – говорит педагог-дефектолог Ояшинского дома-интернета Ирина Котенева.
Дети очень сложные и очень разные. С некоторыми общий язык искать приходится больше года. К числу таких сложных воспитанников относился и Матвей – мальчик, мама которого обратилась с жалобой в СМИ. В свои 17 лет, по словам преподавателей, он не умел самых элементарных вещей. Перемену обстановки и новых людей вокруг воспринял агрессивно. В Ояшинский интернат его поместили по требованию органов опеки.
– Ни разу мы не видели ни маму, ни родственников, ни разу они не звонили. И даже когда они приехали, мы говорим: «Вы посмотрите, он похудел». На что мама ответила: «Да, я вижу, что он вырос», рукой махнула и не более того. Она к нему не подошла, и он к ней не подошел. Я ей сказала, что у него ранки есть на задней поверхности голени, в районе лопатки у него царапинка. Рукой махнула и все, – заместитель директора Ояшинского детского дома-интерната Лидия Чернышова.
После публикаций в интернете в детский дом сразу же пришли следователи и проверка из областного правительства. Изучили документы, поговорили с детьми. Следственный комитет назначил экспертизу. У Матвея есть ссадины на локтях и коленях, но переломов и других серьезных повреждений у мальчика не обнаружено.
– Эти дети любят и понимают только ласковое отношение. Если ребенка начинаешь обижать, применять какие-то методы физического стеснения, у них происходит совершенно неадекватная реакция. И они никогда не поймут, что от них требуется и добиваются, когда их бьют и обижают. Нет. Это нонсенс, – добавила Лидия Чернышова.
Сейчас в интернате находится 408 воспитанников. Они разделены на две возрастные группы, которые живут в разных корпусах и практически не пересекаются. В условиях пандемии сотрудники детского дома по две недели живут вместе с детьми. Сами ребята не производят впечатление запуганных. Они охотно идут на контакт даже с теми людьми, которых видят впервые. Ведут себя почти как обычные дети, но со своими особенностями.
В Ояшинском интернате детей учат необходимым навыкам, занимаются оздоровительными процедурами и стараются социализировать. 17 бывших воспитанников детского дома сейчас работают тут же, на штатных должностях. Есть команда лыжников, которая выступает на международном уровне и сейчас, в составе областной сборной, готовится к поездке в Казань, на Всероссийскую спартакиаду.
– В первую очередь, надо этих детей любить. Я когда сюда пришел, мне первое, что сказали: «Обращайся с ними так же, как со своими собственными». Но и с ними тяжелее. Надо больше терпения, где-то повторений больше, где-то внимания больше, – говорит тренер лыжной команды Анвтолий Непряхин.
До наступления пандемии Ояшинский детский дом был открытым учреждением. Нынешние ограничения – вынужденная мера, чтобы защитить детей от коронавирусной инфекции. В соцсетях родители воспитанников запустили хэштег #защитимОяш и организовали группу поддержки интерната, в которой состоит больше 100 человек. А вот сведений об издевательствах над детьми, кроме анонимных публикаций, на нескольких сайтах, нет.