Право выбирать способ оплаты – наличные или карта – закреплено в Законе о защите прав потребителей. Этот же закон обязывает перевозчиков с годовым оборотом выше 2 млн рублей предоставлять такое право своим пассажирам. И если во всех видах муниципального транспорта это правило соблюдают, то коммерческие перевозчики часто им пренебрегают.
Согласно официальному реестру муниципалитета, 90% коммерческих автобусов имеют терминал бесконтактной оплаты. Значит, в них можно рассчитаться любой банковской картой. Но это только формально. А как в действительности, мы сейчас проверим.
Автобус №13. В реестре указано – безнал есть. Однако нашего помощника кондуктор почему-то поражает в потребительских правах – без объяснения причин, пытается высадить съемочную группу, а затем и вовсе прячет голову.
При этом видно, что терминал работает, пробивает транспортные карты. И, учитывая, что у перевозчика контракт с банком, оплата кредиткой пройдет – стоит приложить. Кондуктор упорствует. Почему наличные в приоритете? Адресуем вопрос транспортному эксперту.
«Можно выдвинуть предположение о том, что это неучтенный денежный поток», – комментирует директор МУП города Новосибирска «Пассажиртрансснаб» Константин Каплуновский.
Коммерческие перевозчики работают на маршруте по лицензии, которую выдает муниципалитет. Однако за нарушение федерального закона отвечает не тот, кто выдал лицензию, а тот, кто ею пользуется. Едем в офис транспортной компании, за которой закреплен маршрут и экипаж, отказавший нам в оплате. Директор личной встречи избегает, но соглашается на телефонный разговор.
«Завтра полдня мы на это потратим, после обеда вам отзвонимся и объясним, почему это произошло. Сейчас я этого объяснить не могу», – сообщила директор ООО «ПАТП-6» Светлана Буцких.
Поверить на слово в то, что такое больше не повторится, – трудно. После выхода в эфир корреспонденты ОТС отправят сюжет в Роспотребнадзор – единственный орган, который может помочь в данной ситуации.