Должность сити-менеджера введена в Кургане, Нижнем Новгороде, Казани, Мурманске и множестве других городов. Прямые выборы мэров, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, остались в Хабаровске, Абакане, Улан-Удэ, Якутске, Анадыре и Новосибирске. Их отмена по мнению политологов может произойти уже в текущем году.
Момент для отмены выборов мэра в Новосибирске удачен и по той причине, что Анатолий Евгеньевич Локоть отработал, как мог, на высоком посту два срока, ему уже 64 года. Дела в городе с уборкой улиц, общественным транспортом, строительством метро и других объектов, мягко говоря, не слишком великолепны. Могло быть и лучше. Особых массовых протестов новосибирцев из-за изменения модели выборов мэра вроде бы не предвидится. Дискуссии на эту тему продолжаются.
— С интересом слежу за ситуацией в Новосибирске, где коллеги из областной Общественной палаты инициировали публичное обсуждение вопроса о целесообразности изменения процедуры избрания главы города, — говорит известный политолог, член Общественной палаты РФ Александр Малькевич. — Общественники предлагают перейти от модели прямого избрания градоначальника к конкурсной. То есть, по сути, хотят соответствовать общефедеральному тренду, когда вся система выборов приводится к общему в стране знаменателю с целью оптимизации местного самоуправления и повышения управляемости территорией. Считаю, что политическим игрокам следует разделять эти процессы и не пытаться натягивать сову на глобус.
Александр Малькевич отмечает, что Новосибирск — это крупный мегаполис с миллионным населением, столица Сибири. — В дискуссиях за сохранность прямых выборов глав городов сторонники этой модели забывают, что для федерального центра и лично президента по большому счету не важно, как избирается местный мэр и даже как его зовут. У них есть одно ответственное лицо за социально-экономическую ситуацию — это губернатор. С него и спрос. А теперь давайте представим, что мэром избирается случайный политик, неспособный эффективно управлять миллионным городом. Что в этом случае делать губернатору? Ждать пять лет, пока закончатся мэрские полномочия? Считаю, что сохранение старой выборной системы абсолютно нецелесообразно и затормозит развитие такого крупного областного центра, как Новосибирск» — резюмирует эксперт.
Коллега Александра Малькевича — политолог Алина Жестовская — обратила внимание, что избрание мэра по конкурсу повышает ответственность губернатора за происходящее не только в области, но и в городе. Это, по ее мнению, правильно: «Должно быть одно ответственное лицо, тогда нет управленческой борьбы, которая становится смыслом существования отдельно взятого чиновника. Ведь когда мэр долгие годы списывает свои неудачи на то, что он находится в оппозиции к губернатору, это неправильно».
По словам Жестовской, опыт прямых выборов последних лет показывает, что победа несогласованных кандидатов, как правило, оборачивается разочарованием.
Выборная власть не является гарантом защиты института местного самоуправления, считает доктор социологических наук, руководитель Сибирского филиала Фонда развития гражданского общества Константин Антонов. Глава муниципального образования в Новосибирске осуществляет хозяйственно-распорядительные функции, поделился своим мнением с читателями портала Сибкрай.ru социолог. В отмене процедуры прямых выборов для самих новосибирцев он видит и ряд других преимуществ. В частности, усиливается роль и значение горсовета, в полномочия которого входит контроль за работой избранного сити-менеджера, который в любой момент может быть отправлен в отставку.
— А городской совет — это и есть местное самоуправление, поскольку его представители избираются и напрямую зависят от мнения своих избирателей, — говорит Константин Антонов.
Социолог предположил, что решение об изменении организации власти в Новосибирске будет принято уже в 2023 году.
Добавим, что с 1904 года по нынешний день Новониколаевском-Новосибирском последовательно управляли 47 градоначальников. Их называли по-разному: городской староста, городской голова, председатель исполкома, председатель совета, председатель ревкома, председатель губревкома, председатель окрисполкома горсовета и так далее.
На высокий пост они попадали разными способами, занимали его неодинаковое время. С 1936 по 1991 год градоначальник назывался председателем горисполкома. Самым популярным и эффективным руководителем этого периода называют Ивана Павловича Севастьянова, он работал председателем горисполкома в течение двадцати лет, с 1963 по 1983. Последним по времени председателем горисполкома трудился Олег Иванович Семченко в 1990-1991 году. Затем градоначальника назвали мэром, и первым мэром Новосибирска стал Иван Иванович Индинок.
Старшее поколение, вероятно, помнит, что в советскую эпоху все кадровые вопросы решались при участии партийных органов. Кандидатуры руководящих работников, директоров, ответственных сотрудников учреждений утверждались в горкоме КПСС, поскольку почти все они поголовно были членами партии. Существовал так называемый номенклатурный список, и кандидатура градоначальника естественным образом в него входила. Председателя горисполкома вначале утверждали в горкоме, а уж затем выносили обсуждение его личности на сессию.