В зоне особого внимания
- И первое, что вызывает у вас наиболее серьезные мысли, - это…?
- Теплоэнергетика. Мы живем в Сибири и энергообеспечение города – это первостепенная задача, - отметил Евгений Анатольевич в начале беседы. - Комфорт и тепло в наших жилищах – это одно, а быть уверенным в том, что горячая вода будет доставлена жителям – другое. В этом процессе важны три составляющие: котельные, магистрали и центральные тепловые пункты. До сих пор имеют место нарушения циркуляции в многоквартирных домах, когда люди, имея установленные счетчики, чтобы дождаться воды нужной температуры, вынуждены спускать ее по 15 минут, а это дорогое удовольствие. Возникают вполне объяснимые недовольства… И это только одна из частностей проблемного характера. Теплоэнергетический комплекс Бердска давно находится в зоне особого внимания. Эта тема в нашем городе в настоящий момент обременена концессионным договором. Благое дело превратилось в проблемную ситуацию. Поймите, я не против концессии, но она должна быть понятной, прозрачной, прошедшей профессиональную экспертизу. И, естественно, в концессионный проект должны быть заложены энергетическая и экономическая безопасность для города.
Неэффективная форма
- Если уж заговорили о системе жизнеобеспечения города, какую проблему в области ЖКХ вы бы назвали наиболее актуальной?
- Говоря о жилищно-коммунальном хозяйстве, я не могу не обратить внимание на то, что меня не устраивает даже не как управленца, а как человека, который смотрит на ситуацию с позиции собственника. Сегодня я недоволен отношениями, которые складываются между жителями и управляющими компаниями. Существующая форма управления имуществом собственников, я считаю, неэффективна. В этих отношениях не хватает такой формы управления как ТСЖ (товарищество собственников жилья). Почему? Объясню. Взаимоотношения должны строиться между двумя юридическими лицами. А сегодня, когда частные лица, то есть, жители, противостоят юридическим, то есть, управляющим компаниям, получается, что ни о какой паритетности в договорных отношениях говорить не приходится. Пока отношения складываются так: «Что-то не нравится? Идите в суд!». Но частному лицу судиться с юридическим проблематично. Да, на защите жителей стоит созданный институт государственной жилищной инспекции, и он защищает права. Но если прибегать к ГЖИ постоянно, последует другое: управляющие компании начнут избавляться от неудобных домов.
Создание ТСЖ вовсе не предполагает, что сами жильцы должны будут нанимать сантехника, электрика и т.д., как многие ошибочно думают. Вовсе нет. Давайте выстраивать взаимоотношения все с той же управляющей компанией, только оплату за предоставленные услуги производить по факту их выполнения. Все просто: акт выполненных работ подписывается по истечении месяца, после выполнения определенного перечня работ, заказанного собственниками. Именно жители общим собранием определяют, сколько раз должны убираться подъезды, как дворовая территория должна очищаться. И здесь тоже много нюансов. Приведу самый простой пример. Не так давно мы обсуждали тему работы дворников, и я благодарен УК, которые меня услышали. В чем суть вопроса? Я уверен, что снег во дворах должны убирать гораздо раньше, чем в принятые сейчас часы. И на многих территориях после нашего разговора это стало делаться. В этом процессе важным является даже не то, что мы побеспокоились о том, чтобы человек, идя на работу, не набрал полные ботинки снега, а то, что мы сделали процесс уборки эффективным. Ведь смотрите, люди утром вышли, снег еще не почищен, десятки человек прошли, снег утоптали, образовался наст, и завтра здесь уже требуется механизированная уборка, а это другие деньги. Зачем за уборку одной и той же территории платить дважды? Дворнику за работу, а потом еще за использование механизированной техники…
«Кто, если не мы?»
- Скажите, а все эти меры, которые демонстрируют эффективность, уже применяются на практике?
- А кто должен быть инициатором хозяйственного подхода, как не сами собственники? В Бердске есть достойные примеры, когда люди с активной жизненной позицией по-хозяйски, без равнодушия относятся к своему имуществу. Например, жители домов на улице Попова. Но такая позиция должна стать повсеместной.
Я глубоко убежден, что должен появиться работающий институт управляющих домами. И рано или поздно мы к этому придем. Другой момент, что необходимое для этого образование человек должен получить. Менеджер, управляющий домом, обязан иметь необходимый набор знаний по праву и экономике. И сегодня у нас уже есть договоренность с областным министерством труда и занятости по поводу того, что таких специалистов будут готовить, возможно, даже на базе нашего электромеханического колледжа. Руководитель учреждения поддержал эту идею. Ведь, согласитесь, парадоксальная вещь: реформа ЖКХ проходит по стране, а специалистов, которые представляли бы интересы собственников, не существует.
- Но ведь собственник собственнику рознь, так же, как и дома, и та же платежеспособность людей?
- Совершенно верно. Нельзя всех уравнять, у людей разные мысли, разные возможности, разные подходы. Одно должно быть единым: люди должны уметь договариваться! Понимание того, что все мы имеем имущество, о котором должны заботиться, должно присутствовать в голове каждого гражданина. Ни мэр, ни губернатор не могут думать за собственников! В правовом поле - равные права и обязанности и у владельцев частных домов, и у владельцев квартир в многоэтажках! Соседей мы не выбираем, но нам рядом жить, и мы должны уметь слышать друг друга. И здесь нам в помощь как раз и будет управляющий дома или совет дома. Ведь, согласитесь, кто-то должен быть против конфронтации… У нас зачастую люди про элементарные парковочные места во дворах договориться не могут.
- А как повысить инициативность у наших граждан?
- Поверьте, я не говорю о том, что завтра с активной позицией на защиту своего имущества должны встать все жители стопроцентно. Пусть у каждого дома будет совет из 10-15 процентов жильцов, которые будут заниматься насущными вопросами. Но мы должны понимать, что не кто-то будет решать наши проблемы, а мы сами! И я хочу, чтобы молодежь наша понимала это! Не стояла в стороне. Считаю первостепенной задачей достучаться до нового поколения. А пока мы всегда перекладываем всю ответственность на управляющие компании, снимаем ее с себя. В данном случае считаю, что критика обслуживающих нас УК и собственное нахождение в стороне от своих же проблем - это путь бесперспективный. И чем быстрее мы это поймем, тем лучше. То, как мы будем жить дальше, как будет жить наш город, зависит от нас с вами.
Продолжение разговора с главой Бердска Евгением Шестерниным читайте в первом номере «Бердских новостей» 2017 года, который выйдет 11 января.