Эти пневмомолоты – разработка новосибирского Института горного дела. Если нужен ремонт, такой агрегат запускают в канализацию. Постепенно двигаясь вперед, он разрушает старую трубу и при этом прокладывает сразу за собой новую, пластиковую.
– Замена производится из колодца в колодец, но больше времени уходит на настройку оборудования, чем непосредственно на сами работы. Не нужно производить вскрышных работ, копать, соответственно, за собой потом все убирать. Ям нет. Перекрытия дорог нет, – говорит инженер Института горного дела СО РАН Михаил Цопов.
Выставка-форум «Городские технологии» – это десятки стендов с презентациями. От абсолютно прикладных – роботов или светодиодных дорожных знаков, до новейших компьютерных программ, регулирующих дорожное движение. Объединяет разработки то, что все они призваны сделать городскую жизнь удобнее.
О тот, что такое неудобный город, с его лестницами и поребриками, прекрасно знает Юрий Ларин. Чтобы передвигаться по улицам абсолютно комфортно, по-хорошему каждому инвалиду-колясочнику нужна коляска-трансформер. Может всего за 18 минут сменить колеса на гусеницы.
– Я им уже пользуюсь в течение года. Езжу на нем как просто по дороге, так и по лестницам. По любым бордюрам, поребрикам. Все преодолеваю, как и зимой, кстати. Даже по обледенелым ступеням езжу, – говорит житель Новосибирска Юрий Ларин.
Таких колясок выпустили 37 штук. Несколько из них пошли на экспорт. Не каждому инвалиду по карману, стоит полмиллиона. Вся надежда на государство. Впрочем, здесь многие разработчики говорят о том, что чаще их идеи покупают частники, а не муниципалитет.
– Я говорю: «Давайте пробовать, давайте что-то делать. Я готов бесплатно сделать». Но вот непробиваемо, – сообщил генеральный директор фирмы по производству солнечных батарей Владимир Фомичев.
Надеются на заключение новых контрактов и разработчики из Барнаула. Продукцию завода светотехники купили в Алейске, Бийске, установили на междугородних трассах. В Новосибирске их фонари пока освещают лишь небольшой участок Бердского шоссе. Несмотря на экономичность, один фонарь стоит две тысячи рублей.
– Мы применяем систему управления светом, то есть это всевозможные датчики, это пофазное включение, управление дистанционное, по программе, по различным источникам, – отметил генеральный директор барнаульского завода светотехники Евгений Шнитов.
Еще один очень важный момент – это городская эстетика. Здесь презентуют и антивандальное покрытие. Достаточно нанести его на любую поверхность и, если появится граффити, его достаточно легко будет стереть. Но опять же этим проектом пока интересуются разве что частники, а не муниципалитет.