Несчастная невеста Ивана Грозного, умершая через две недели после венчания, реальный исторический эпизод лег в основу грандиозного сюжета о роке, любовных чарах, магическом зелье и силе власти. «Царскую невесту» Римского-Корсакова авторы постановки называют лучшей русской оперой по силе эмоций и русскому колориту. Сцена в первом действии напоминает сразу и замок в Вестеросе и любую из экранизаций шекспировских драм. Опричник Грязной в исполнении Алексея Зеленкова – вылитый Джон Сноу в приступе любовной эйфории.
Средневековые страсти времен царствования Ивана Грозного совершенно органично рифмуются с шекспировскими трагедиями. При этом русский колорит хорошо узнаваем в каждой сцене. Как рассказывают авторы постановки – режиссер Вячеслав Стародубцев и музыкальный руководитель и дирижер спектакля Дмитрий Юровский, Средневековье в любой стране мира остается Средневековьем.
«Средневековье было интернациональным в своей дикости и натурализме. Костюмы могли меняться, но сказать, что у Ричарда III было веселее, чем у Ивана Грозного, я не могу. Каждое государство, каждая культура имела свои традиции и свои жестокости. Но любили, ненавидели, убивали, предавали также как всегда. Это интернациональное», – рассказал худрук театра Дмитрий Юровский.
Иконописные сцены страшного суда в сцене пирушки, Иван Грозный в виде древнеегипетского золотого божества, плети опричников и огромное кадило с ладаном в драматичном четвертом действии. Эмоциональные перепады из рая в ад – это не только про сюжет и сценографию, но и про музыку Римского-Корсакова и великолепные вокальные партии.
Опричник Грязной (исполнители: Алексей Зеленков и Гурий Гурьев) и покинутая любовница Любаша, партию которой исполняет звезда мировой оперы Олеся Петровой – та роковая страсть, которая и приведет к кровавой развязке. Ангельское пение Марфы Собакиной – Дианы Белозор, молодой солистки театра – жертва, отданная сразу двум богам – безудержной любви и неумолимой власти.
Как рассказывают авторы постановки, поставить «Царскую невесту» на большой сцене НОВАТа планировали уже давно, но для такого материала труппе предстояло дорасти. До сих пор опера Римского-Корсакова существовала только в концертном исполнении. Ранее партию Любаши на малой сцене исполняла Вероника Джиоева.
Напомним, звезда мировой оперы уволилась из НОВАТ в апреле 2022 года. В октябре певица выступит на сцене Большого театра.16+