Спортсмены Сергей Карачинцев и Андрей Котенев стали лучшими в Кубке Сибири по ледовому спидвею. На счету новосибирских мотогонщиков – «золото» и «бронза» личного зачета, а также командное «золото». Зрелищные соревнования собрали около двух тысяч зрителей на минувших выходных.
Золотую медаль соревнований завоевал президент Мотоциклетной федерации Новосибирской области Сергей Карачинцев. Он обогнал на треке всех мотогонщиков и за два дня соревнований заработал 16 баллов.
«Спидвей – это мой образ жизни, я начинал заниматься им здесь, в Новосибирске. Коллега моей мамы была супругой легендарного Владимира Дубинина, а его отец был моим первым тренером. Благодаря династии Дубининых, они были чемпионами СССР, этот вид спорта начал культивироваться в нашем городе. В 9 лет родители подарили мне мопед. Он ломался, а здесь его чинили. Так я увидел мотоциклы, сел, попробовал, и уже было за уши не оттянуть», — рассказывает Сергей Карачинцев.
Спидвей – командный вид спорта. Есть механики, которые отвечают за техническое оснащение, ходовую часть и колеса. Другие механики ответственны за «сердце» мотоцикла – двигатель. А задача спортсмена – сесть и проехать дистанцию как можно быстрее.
Мощность мотоциклов для спидвея около 70-80 лошадиных сил. У них особые шины с трехсантиметровыми шипами. Заправляют такую технику не бензином, а чистым метанолом, поэтому запах от ревущих двигателей непривычен для обывателя.
Главной технической особенностью мотоциклов является полное отсутствие тормозов, и это при том, что на прямых участках они разгоняются до 110 км/ч. Все виражи спортсмены проходят в заносе, что и позволяет снизить скорость.
Преданные поклонники мотогонок приходят на соревнования целыми семьями. На трибунах их легко вычислить по красно-белым шарфам с надписями «Сибирь» и «Ice speedway». «Наших» спортсменов они приветствуют громкими звуками дудок и свистом.
«Я поклонник в первую очередь технических видов спорта. Мне кажется, это популярная вещь не только для Сибири, но и для России в целом. А зимний спидвей особенно, – говорит Владимир. – Я с детства рос с друзьями, которые были лично знакомы со всеми ветеранами новосибирского спидвея. Мы приходили на мотодром и сидели на этих самых трибунах. Соревнования, как и раньше, «огонь», но инфраструктура ужасная. Это уровень не 21 века. Но, слава богу, что спидвей начинает возрождаться».
Фанаты признаются, что любят спидвей за непредсказуемость и скорость. «Я с детства люблю этот вид спорта, всегда впечатлял элемент неожиданности, когда спортсмен, который стартовал последним, может прийти первым, – говорит болельщик Игорь. – По сравнению с прошлыми годами, когда вообще не было никаких стартов, даже такие небольшие соревнования выглядят очень интересно. Будем надеяться, что и дальше будут проводить, хотелось бы увидеть на нашем треке чемпионат России».
История новосибирского спидвея длится уже более 50 лет. Этот интересный, динамичный и непредсказуемый вид спорта пережил нелучшие времена. В 70-80 годы прошлого столетия Новосибирск негласно именовали «столицей спидвея». Из Новосибирска вышла не одна плеяда чемпионов, чьи имена записаны в историю мирового спорта. Но некогда легендарный мотодром пришел в упадок во времена перестройки. В 90-е годы прошлого столетия было не до развития технических видов спорта, и жизнь на мотодроме замерла.
В начале «нулевых» механизмы начали налаживаться – закупили технику для детей, начали проводить соревнования. Но в 2012 году с ДОСААФ сняли ответственность за технические виды спорта, бюджетное финансирование и вовсе прекратилось. В последние годы возродить спидвей в Новосибирске пытаются энтузиасты во главе с президентом Мотоциклетной федерации Новосибирской области Сергеем Карачинцевым. По словам мастера спорта международного класса и чемпиона Европы, сегодня у Новосибирска есть перспектива создать профессиональную школу спидвея при государственной поддержке, что даст возможность сделать спидвей доступнее и привлечь в этот вид спорта подрастающее поколение.
«Мне хочется возродить ту былую славу, которая была у новосибирского спидвея. Многого еще не хватает, требуется много работы, но мы к этому готовы, — поделился Сергей Карачинцев. — Нас поддерживают министерство спорта, депутаты Заксобрания, администрация Кировского района, региональное отделение ДОСААФ. Подтягиваются люди, кто так же, на голом энтузиазме, готов вкладываться. Главное, что есть мечта, есть желание. Я уверен, что все получится».
Спидвей любят и почитают в десятках российских городов, но и в других клубах ситуация с финансированием и развитием технических видов спорта не столь оптимистична.
Спортсмен из Тюмени Леонид Максименко увлекается мотоциклетным спортом давно, пошел по стопам дедушки и отца, которые занимались мотокроссом. Леонид говорит, что в его родном городе спидвей также держится по большей части на энтузиастах, которые за свой счет и покупают технику, и ремонтируют, и обустраивают трек.
«Ребята у нас непрофессионалы, больше любители. У нас трек меньше, чем в Новосибирске, — говорит мотогонщик тюменского клуба «Старт XXI век». — Мы чаще выступаем на ледовых мотоциклах. Летнюю гарь у нас пытаются возродить братья Утусиковы, так что гаревый спидвей у нас еще впереди».
Теперь Новосибирск готовится встречать финал соревнований по ледовым мотогонкам, который пройдет 5 и 6 марта на мотодроме ДОСААФ.