Скорбные серые ангелы и множество убегающих лестниц, голоса и призраки из потустороннего мира и яркие сицилийские апельсины и трюки с переодеванием. Жанр оперы Моцарта, которую считают одной величайших – drama giocoso, то есть веселая драма. Это противоречие, заложенное в старинной легенде о дерзком соблазнителе, еще больше подчеркнули в новосибирской постановке.
«Дон Жуан» – треть опера Моцарта, поставленная в НОВАТе. Как утверждают в театре, малая сцена оперного словно создана для представлений времен Вольфганга Амадея. Здесь оперное действие охватывает со всех сторон, по проходам зрительного зала ходят сицилийские крестьяне, Церлина и Дон Жуан, хор исполняет партии на антресолях, Лепорелло ведет диалоги с дирижером, голос Командора – баса Николая Лоскуткина – гремит с балкона над сценой. Это безостановочное действие подчеркивается звуком пульсирующего сердца.
Зигзаг кардиограммы и УЗИ сердца, которое в конце оперы превращаются в УЗИ плода донны Анны – тот ключ, который подобрали к Моцарту в НОВАТе. Как признается режиссер-постановщик спектакля Вячеслав Стародубцев, «Дон Жуан» никогда не была его любимой оперой Моцарта.
«Здесь очень много истерики, особенно у женщин, предельные тесситуры, вечный крик. И по насыщенности тесситуры это опера не была мне симпатична, и прямо любима. Почему такая истеричная донна Анна, почему она его ищет, что значит не узнала соблазнителя? Да все она узнала, это все поддавки. Может быть, у ней ребенок от Дон Жуана?», – УЗИ беременной донны Анны служат оправдание женской истерики считает Вячеслав Стародубцев.
Впрочем, женские крики и притязания здесь не столько драматичны, сколько комичны – это главный принцип жанра drama giocoso. Но веселье не отменяет неотвратимой мести. Ангелы над могилой Командора машут крыльями, и мертвец приходит за своей жертвой. В НОВАТе Командор является в обличье громоподобного баса Николая Лоскуткина. Никакая видеопроекция с голосом из-за кулис не произведет такого впечатления, считает Стародубцев.
Моцартиана в НОВАТе будут развиваться и дальше, заявляют в руководстве театра. Какую оперу великого композитора зрители увидят следующей после «Волшебной Флейты», «Свадьбы Фигаро» и «Дон Жуана», пока держат в секрете. Самое главное – будет Моцарт.
«Я старался подчеркнуть динамизм, рельефность, живость, немного демоническую огненную стихию Моцарта», – говорит дирижер спектакля Петр Белякин, который работал над этой оперой в том числе с Теодором Курентзисом. Моцарт, по словам музыканта, помогает расти оперным певцам и развивает вкус публики. «Это полезная музыка – для души, для интеллекта, для всего строя человеческого».