Дни Страстной седмицы посвящены тем или иным евангельским событиям, связанными со страстями (страданиями) Христовыми, и называются Великими – Великий понедельник, Великий вторник и так далее до Великой субботы. То есть, несмотря на название, в этой седмице не семь дней, а шесть.
Строгость же этой недели заключается в первую очередь в ограничении пищи.
В течение всего предпасхвльного поста, который часто называют Великим (хотя Великий пост это всего лишь часть этого поста), монашеским уставом, который стал уставом и для мирян, разрешается только растительная пища.
Из рациона полностью исключается мясные, рыбные и молочные продукты. Но для этих ограничений существуют послабления не только для младенцев, больных, беременных и кормящих женщин, но, можно сказать, и территориальные.
Так, в северных районах России в течение всего поста, за исключением среды и пятницы, разрешается рыба, а в некоторых православных приходах Западной Европы по такому же принципу разрешается молочная пища. Но в Страстную седмицу все эти послабления исключаются.
Так что, в Страстную седмицу принято поститься строго по уставу, то есть употреблять только растительную пищу и исключить физическую близость между супругами (если же партнёры не супруги, то тем более). Особенно строгий пост в Великий пяток (пятница Страстной седмицы), в который верующие люди вспоминают самый страшный день в современной истории, когда Бог, явившийся во плоти, был предан людьми мучительной казни на кресте.
В этот день принято вкушать пищу только во второй половине дня после поклонения Плащанице, вынос которой совершается обычно в третьем часу дня.
Чтобы не сложилось мнение, что отказ в пост от привычной пищи – это и есть православие, нужно помнить, что цель поста – это очищение от грехов, покаяние, проявление стойкости в вере, молитвенное общение с Богом, а ограничение в пище – лишь одно из средств достижения этой цели.
Пост без молитвы – это просто диета. Само же ограничение в пище, особенно в наше время, когда создан чуть ли культ еде, показывает, насколько человек может побороть свои желания и привычки и насколько он готов к перенесению более сильных искушений. Как говорится, тяжело в учении, легко в бою.