Проект строительства четвертого «Центрального» моста в Новосибирске одобрен на заседании правительственной комиссии 31 мая и должен получить финансирование из федерального бюджета. Однако споры вокруг эффективности проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске не утихают даже после подтверждения информации о выделении многомиллиардного капитального гранта на его строительство.
Об эффективности будущего моста для транспортной системы Новосибирска рассказывает генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников.
Южная развязка обходит Красный проспект, ул. Большевистскую и Фабричную
С июля по декабрь 2014 года активно работала рабочая группа департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Было предложено не менее пяти схем Южной развязки, которые детально рассматривались специалистами: ГИБДД, ГУБО и т.д.
«Выработали согласованное решение, и в начале 2015 года в мэрии было подписано изменение и дополнение в техзадание. В соответствии с действующими нормативами – в том числе и о пропускной способности развязки, – говорит Евгений Кожевников. – Иначе бы проект не прошел государственную экспертизу.
Там внесено изменение, исключающее подключение развязки к ул. Большевистской, Фабричной и Красному проспекту. В случае подключения Южной развязки к этим улицам пробка бы еще больше увеличилась.
По мнению специалистов департамента мэрии, бессмысленно было подключать развязку к этим улицам по причине их перегруженного трафика в этом месте. Сам принцип, когда все дороги сводятся на перегруженный Красный проспект – это неправильно.
Именно на основании этого рабочая группа выработала рекомендации и подготовила проект изменений в техзадание».
Впоследствии именно эта схема Южной развязки обсуждалась на градостроительном совете, инвестиционном совете (апрель 2015 г.), и проект получил одобрение.
Развязка на левом берегу: максимальный эффект
В проект Центрального был заложен максимум экономического эффекта, потому что реализация этого проекта должна так же разгрузить Димитровский мост, который регулярно заперт пробками на площади Энергетиков и площади Труда.
«По проекту левобережной развязки в этом месте не будет кругового движения, не будет светофоров, – напоминает Евгений Кожевников. – Все тщательно продумано, все соответствует техническим нормативам, в том числе нормам безопасности, и подтверждено экспертным заключением – что еще нужно?».
– За счет чего движение транспорта по новому мосту станет более комфортным? Чем левобережная развязка поможет Димитровскому мосту?
– Во-первых, перераспределяются потоки транспорта. Часть людей, которые ценят свое время, не будут стоять в пробках на Димитровском мосту, а уйдут на Центральный мост. У человека появится выбор – по какому мосту ехать. Сейчас такого выбора нет.
Во-вторых, на двух площадях, Энергетиков и Труда, полностью исчезнет круговое движение, здесь не будет светофорного регулирования. Не будет пересечения с трамвайной линией – она уйдет на эстакаду, на второй этаж.
Движение транспорта на левобережной развязке будет идти сплошным потоком. Не будет заторной ситуации, которая сейчас существует на входе и выходе с Димитровского моста.
По мнению Евгения Кожевникова, только применение схемы ГЧП позволит региональным властям сформировать левобережную развязку в рамках этого проекта, стоимость которой около 9 млрд рублей.
«Если бы это было чисто федеральное финансирование, мост бы просто «обрубили», – считает генеральный директор. – Именно схема ГЧП позволила расширить проект за рамки только мостового перехода – от ул. Зыряновской на правом берегу до левобережной развязки. Городу и области упустить шанс строительства нового моста – непозволительная роскошь».
Концессионер обязан содержать мост за свой счет
Напомним, что инвестор, который построит Центральный мост, будет в течение 20 лет нести ответственность за его содержание.
Концессионер обязан содержать мост за свой счет. Концессионер будет выполнять текущий ремонт, а по истечении 20 лет он обязан за свой счет провести капитальный ремонт – и только после этого передать на баланс городских властей.
Но на это необходимы средства, в бюджете на это денег нет.
«При этом требования к платным участкам дорог – совсем иные, и они прописаны в концессионном соглашении: по пропускной способности (не должно быть пробок), по уборке дороги (от снега) и так далее, – отмечает Евгений Кожевников. – Практика эксплуатации платных объектов в европейской части России показывает, что там комфорт движения совсем другой, нежели на бесплатных дорогах. Люди, которые умеют считать свое время и нервы, предпочли эти трассы. Расчеты разработчиков проекта, которые затем проверили специалисты СГУПСа, были направлены, прежде всего, на эффективность».
О тарифе говорить рано
«Озвученная сумма в 100 рублей – это не тариф за проезд, – считает Евгений Кожевников. – Это определенная расчетная сумма для формирования финансово-экономической модели ГЧП. Но не все это хотят понять, так как играет роль известная русская болезнь – путать выручку с прибылью. Мост инвестор должен содержать за свой счет, должен также возвратить привлеченное кредитное финансирование, обеспечить работой и зарплатой обслуживающий персонал. А конкретный тариф будет установлен после сдачи моста в эксплуатацию».
Напомним, что первое время проезд по четвертому мосту после его сдачи в строй может быть бесплатным. Об этом говорил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий во время встречи с журналистами 27 октября 2016 года. Региональное правительство рассматривало экономическую модель, при которой плата за проезд по мосту через Обь вводится не сразу, а поэтапно.
«Господдержка финансирования строительства нового моста – это шанс для города. Либо строим – либо нет. Не строим – живем в тех условиях, в которых живем сейчас. И ждем, когда встанет Октябрьский («Коммунальный») мост, ресурс которого, как бы ни замалчивали, близок к завершению», – уверен Евгений Кожевников.
Отметим, что тревожные аргументы относительно нынешнего состояния и необходимости ремонта Октябрьского моста заведующий кафедрой «Мосты» СГУПС Сергей Бокарев начал высказывать еще 14 июля в Заксобрании области. Но тогда, в ходе бурной общественной дискуссии о перспективах строительства 4 моста, выступление доктора наук быстро прервали. Корреспондент VN.ru решил выслушать специалиста и опубликовал информацию, которой обладает Сергей Бокарев.
Макет четвертого моста из архива ИД «Советская Сибирь»
«Я надеюсь, мы не будем дожидаться такой ситуации, как в Омске, где прокуратура обязала мэрию срочно провести обследование моста и начать ремонт?», – говорит Евгений Кожевников.
«Сочетать разумность в соотношении цены и качества, соблюдая баланс запросов и возможностей – достаточно сложная задача, – считает генеральный директор АО «Центральный мост». – Нельзя одним проектом решить глобальные проблемы всего города. В целом новый мост – это лишь элемент дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры города. Ведь в перспективе по генплану выстраивается цепь мостов, по левому берегу запускается радиальная магистраль».
«Есть те, кто утверждает, что якобы Бугринский мост стоит «обрубленный» из-за якобы недостроенных развязок. Однако это не так, он принимает до 45 тысяч автомобилей в сутки. Жители Первомайки и Советского района признаются, что проезд по этому мосту дает им экономию по часу-полутора времени. Это очевидный эффект. Просто тот, кто пользуется этим мостом, он понимает его преимущества. А у тех, кто в силу места жительства не ездит по этому мосту – у них другое понимание. Та ситуация, которая сейчас существует в городе по перегруженности на Октябрьском и Димитровском мосту в час пик – неразрешима, так как у людей не остается выбора. Центральный мост даст возможность выбора».
Справка. Проект разработки концепции строительства четвертого (Центрального) моста через реку Обь получил первую премию в номинации «Региональная инициатива» – Новосибирская область стала лауреатом Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» на инвестиционном форуме «Сочи-2017».