«Четвертый мост даст новосибирцам возможность выбора»

Генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников. Фото Аркадия Уварова
Развязки четвертого моста распределят автомобильное движение, минуя Красный проспект на правом берегу. Комплекс развязок на левом берегу избавит пл. Труда и пл. Энергетиков от кругового движения, светофоров и пробок. Как четвертый мост улучшит транспортную систему Новосибирска и разгрузит автомобильный трафик в часы пик, рассказал генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников в интервью VN.ru.

Проект строительства четвертого «Центрального» моста в Новосибирске одобрен на заседании правительственной комиссии 31 мая и должен получить финансирование из федерального бюджета. Однако споры вокруг эффективности проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске не утихают даже после подтверждения информации о выделении многомиллиардного капитального гранта на его строительство.

Об эффективности будущего моста для транспортной системы Новосибирска рассказывает генеральный директор АО «Центральный мост» Евгений Кожевников.

Южная развязка обходит Красный проспект, ул. Большевистскую и Фабричную

С июля по декабрь 2014 года активно работала рабочая группа департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Новосибирска. Было предложено не менее пяти схем Южной развязки, которые детально рассматривались специалистами: ГИБДД, ГУБО и т.д.

«Выработали согласованное  решение, и в начале 2015 года в мэрии было подписано изменение и дополнение в техзадание. В соответствии с действующими нормативами – в том числе и о пропускной способности развязки, – говорит Евгений Кожевников. – Иначе бы проект не прошел государственную экспертизу.

Там внесено изменение, исключающее подключение развязки к ул. Большевистской, Фабричной и Красному проспекту. В случае подключения Южной развязки к этим улицам пробка бы еще больше увеличилась.

По мнению специалистов департамента мэрии, бессмысленно было подключать развязку к этим улицам по причине их перегруженного трафика в этом месте. Сам принцип, когда все дороги сводятся на перегруженный Красный проспект – это неправильно.

Именно на основании этого рабочая группа выработала рекомендации и подготовила проект изменений в техзадание».

Впоследствии именно эта схема Южной развязки обсуждалась на градостроительном совете, инвестиционном совете (апрель 2015 г.), и проект получил одобрение.     

Развязка на левом берегу: максимальный эффект 

В проект Центрального был заложен максимум экономического эффекта, потому что реализация этого проекта должна так же разгрузить Димитровский мост, который регулярно заперт пробками на площади Энергетиков и площади Труда.

«По проекту левобережной развязки в этом месте не будет кругового движения, не будет светофоров, – напоминает Евгений Кожевников. – Все тщательно продумано, все соответствует техническим нормативам, в том числе нормам безопасности, и  подтверждено экспертным заключением – что еще нужно?».

– За счет чего движение транспорта по новому мосту станет более комфортным? Чем левобережная развязка поможет Димитровскому мосту?

– Во-первых, перераспределяются потоки транспорта. Часть людей, которые ценят свое время, не будут стоять в пробках на Димитровском мосту, а уйдут на Центральный мост. У человека появится выбор – по какому мосту ехать. Сейчас такого выбора нет.  

Во-вторых, на двух площадях, Энергетиков и Труда, полностью исчезнет круговое движение, здесь не будет светофорного регулирования. Не будет пересечения с трамвайной линией – она уйдет на эстакаду, на второй этаж.

Движение транспорта на левобережной развязке будет идти сплошным потоком. Не будет заторной ситуации, которая сейчас существует на входе и выходе с Димитровского моста.

По мнению Евгения Кожевникова, только применение схемы ГЧП позволит региональным властям сформировать левобережную развязку в рамках этого проекта, стоимость которой около 9 млрд рублей.

«Если бы это было чисто федеральное финансирование, мост бы просто «обрубили», – считает генеральный директор. – Именно схема ГЧП позволила расширить проект за рамки только мостового перехода – от ул. Зыряновской на правом берегу до левобережной развязки. Городу и области упустить шанс строительства нового моста – непозволительная роскошь».

Концессионер обязан содержать мост за свой счет

Напомним, что инвестор, который построит Центральный мост, будет в течение 20 лет нести ответственность за его содержание.

Концессионер обязан содержать мост за свой счет. Концессионер будет выполнять текущий ремонт, а по истечении 20 лет он обязан за свой счет провести капитальный ремонт – и только после этого передать на баланс городских властей.

Но на это необходимы средства, в бюджете на это денег нет.

«При этом требования к платным участкам дорог – совсем иные, и они прописаны в концессионном соглашении: по пропускной способности (не должно быть пробок), по уборке дороги (от снега) и так далее, – отмечает Евгений Кожевников. – Практика эксплуатации платных объектов в европейской части России показывает, что там комфорт движения совсем другой, нежели на бесплатных дорогах. Люди, которые умеют считать свое время и нервы, предпочли эти трассы. Расчеты разработчиков проекта, которые затем проверили специалисты СГУПСа, были направлены, прежде всего, на эффективность».

О тарифе говорить рано

«Озвученная сумма в 100 рублей  – это не тариф за проезд, – считает Евгений Кожевников. – Это определенная расчетная сумма для формирования  финансово-экономической модели ГЧП. Но не все это хотят понять, так как играет роль известная русская болезнь – путать выручку с прибылью. Мост инвестор должен содержать за свой счет, должен также возвратить привлеченное кредитное финансирование, обеспечить работой и зарплатой обслуживающий персонал. А конкретный тариф будет установлен после сдачи моста в эксплуатацию».

Напомним, что первое время проезд по четвертому мосту после его сдачи в строй может быть бесплатным. Об этом говорил губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий во время встречи с журналистами 27 октября 2016 года. Региональное правительство рассматривало экономическую модель, при которой плата за проезд по мосту через Обь вводится не сразу, а поэтапно.

«Господдержка финансирования строительства нового моста – это шанс для города.  Либо строим – либо нет. Не строим – живем в тех условиях, в которых живем сейчас. И ждем, когда встанет Октябрьский («Коммунальный») мост, ресурс которого, как бы ни замалчивали, близок к завершению», – уверен Евгений Кожевников. 

Отметим, что тревожные аргументы относительно нынешнего состояния и необходимости ремонта Октябрьского моста заведующий кафедрой «Мосты» СГУПС Сергей Бокарев начал высказывать еще 14 июля в Заксобрании области. Но тогда, в ходе бурной общественной дискуссии о перспективах строительства 4 моста, выступление доктора наук быстро прервали. Корреспондент VN.ru решил выслушать специалиста и опубликовал  информацию, которой обладает Сергей Бокарев.

Макет четвертого моста из архива ИД «Советская Сибирь»

«Я надеюсь, мы не будем дожидаться такой ситуации, как в Омске, где прокуратура обязала мэрию срочно провести обследование моста и начать ремонт?», – говорит Евгений Кожевников.      

«Сочетать разумность в соотношении цены и качества, соблюдая баланс запросов и возможностей – достаточно сложная задача, – считает генеральный директор АО «Центральный мост». – Нельзя одним проектом решить глобальные проблемы всего города. В целом новый мост – это лишь элемент дальнейшего развития дорожно-транспортной инфраструктуры города. Ведь в перспективе по генплану выстраивается цепь мостов, по левому берегу запускается радиальная магистраль».   

«Есть те, кто утверждает, что якобы Бугринский мост стоит «обрубленный» из-за якобы недостроенных развязок. Однако это не так, он принимает до 45 тысяч автомобилей в сутки. Жители Первомайки и Советского района признаются, что проезд по этому мосту дает им экономию по часу-полутора времени. Это очевидный эффект. Просто тот, кто пользуется этим мостом, он понимает его преимущества. А у тех, кто в силу места жительства не ездит по этому мосту – у них другое понимание. Та ситуация, которая сейчас существует в городе по перегруженности на Октябрьском и Димитровском мосту в час пик – неразрешима, так как у людей не остается выбора. Центральный мост даст возможность выбора».  

Справка. Проект разработки концепции строительства четвертого (Центрального) моста через реку Обь получил первую премию в номинации «Региональная инициатива» – Новосибирская область стала лауреатом Национальной премии в сфере инфраструктуры «РОСИНФРА» на инвестиционном форуме «Сочи-2017».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент