Предприниматели жаловались, что маркировка потребует расходов, что не все к этому готовы. Час икс настал. В салонах общественные контролеры немаркированных шуб не обнаружили. Раскупили, да? Мы не поверили.
Размерчик не тот?
...И пошли на популярные сайты по продаже вещей из рук в руки. Ого, страницы в Интернете прямо-таки пестрят шубными предложениями. Речь, как утверждают продавцы, идет о совершенно новых изделиях. Те, кто размещает объявления, даже публикуют фотографии этикеток в доказательство: вещь не носили!
— Купили шубку в подарок маме, а она ей не подошла, вот и приходится продавать, — говорит Елена, которая предлагает шубу из норки с соболиным воротником за 200 тысяч рублей. — Шуба совершенно новая, приобретали мы ее в одном из новосибирских салонов, и даже чек есть.
Примерно те же объяснения дают другие продавцы, разместившие информацию о продаже на сайте бесплатных объявлений: вдруг не подошел размер, вдруг разонравился фасон, вдруг не тот цвет... Речь идет о товарах ценой от 100 тысяч рублей. Некоторые ссылаются на внезапно возникшие финансовые затруднения.
Еще одна владелица мехового пальто не скрывает: шуба куплена в Греции для перепродажи с целью оправдать поездку. И она имеет на это право: по закону требования о маркировке не распространяются на физических лиц, которые ввезли шубы из-за рубежа для личного пользования или приобрели их в странах Евразийского экономического союза. Частное лицо, и это ясно оговаривает законодатель, маркировать шубу никто не вправе заставить.
Сразу вспомнилась история из «лихих» девяностых. Одна девушка вместе со своей мамой поехала в Молдавию, и там в свободной продаже дамы увидели каракулевые шубы, причем по вполне доступной цене. Сибирячки тут же купили четыре штуки. Проблемы возникли на таможне, но наши землячки не растерялись — надели по две шубы сразу и сказали, что зимой в Сибири все так носят... Что самое интересное, доверчивые молдавские таможенники их пропустили.
А если серьезно, то как-то странно видеть в Интернете такое обилие дорогих шуб. Не это ли лазейка для предпринимателей, не успевших распродать немаркированный товар? Да хоть бы и так! Правда, покупателю приобретение шубы с рук не сулит ничего хорошего. Во-первых, есть вероятность, что отсутствие маркировки — не единственный минус шубы из Интернета. Может, ее и купили недавно, но не факт, что в Греции, не факт, что в салоне, — на чеке же не нарисовано изделие, которое было приобретено за 200 тысяч рублей?
Кто это выдумал?
Зачем же нужна маркировка? Какие гарантии она дает?
— С 12 августа нынешнего года вступило в силу Постановление Правительства России. № 787 «О реализации пилотного проекта по введению маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия из натурального меха». Маркировка изделий из натурального меха контрольными (идентификационными) знаками является обязательной для всех участников товарооборота, включая производителей, импортеров, оптовых и розничных продавцов, — рассказывает наш постоянный эксперт, специалист по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области» Тамара Гаврилова. — Номер любого такого знака включает в себя 18 буквенно-цифровых символов. Цвет его зависит от способа ввода товара в оборот: если товар был произведен на территории Российской Федерации, он будет зеленым, если был ввезен на таможенную территорию России — красным.
По словам Тамары Гавриловой, наносить контрольный (идентификационный) знак на меховые изделия можно тремя способами. Заветный ярлычок (отпечатанный на текстильной основе) машинным способом вшивают непосредственно в конструктивный шов изделия, полностью оставляя видимой содержащуюся в этом знаке графическую информацию, либо приклеивают с изнанки на вшитый маркировочный ярлык. Еще один вариант — контрольный (идентификационный) знак на пластиковой основе крепится к изделию с помощью одноразового пломбирующего элемента. Понятно, что на каждом изделии размещают только один знак одним из вышеперечисленных способов.
Подноготная шубы
Какую же информацию содержит марка? Речь идет в первую очередь о наименовании товара, а также о виде меха, стране изготовления, производителе, бренде. Также идентификационный знак содержит информацию о продавце и номере декларации соответствия. Кроме того, можно будет узнать текущий статус товара: например, что он в настоящий момент находится в продаже.
— Хотелось бы обратить внимание потребителей, что проверить легальность маркированного товара можно двумя способами. Во-первых, путем ввода номера контрольного (идентификационного) знака (марки) мехового изделия на сайте Федеральной налоговой службы, а во-вторых, при помощи специального бесплатного приложения «Проверка товаров» для мобильных устройств на базе iOS и Android, — поясняет Тамара Гаврилова. — После ввода номера можно получить актуальную информацию о выбранной шубке.
Если же после проверки окажется, что данных о товаре на портале ФНС нет или доху предлагают, к примеру, на ярмарке и контрольный знак отсутствует вовсе, то от покупки лучше отказаться, какой бы привлекательной ни казалась цена. А то не исключено, что, по примеру Эллочки Людоедки, вы будете носить «мексиканского тушкана» или «шанхайского барса».
Как это работает?
Мы решили проверить одну из шуб. На сайте Федеральной налоговой службы www.nalog.ru/rn54 зашли в раздел «Система маркировки изделий из натурального меха» и ввели номер идентификационного знака RU-430301-AAA0006742, указанный на этикетке выбранной шубы, в строке «Проверить код». И вот что мы узнали.
Скриншот с сайта nalog.ru
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №51 от 21 декабря 2016 года