Банки навязывают заемщикам дорогие страховки

Новосибирские общественники потребовали от Центробанка отмены обязательного страхования заемщиков. Сегодня почти 90% банков предлагают дополнительную страховку клиентам, берущим кредит. Обещают, что это выгодно, но на деле оказывается совсем наоборот. В интернет-петиции эксперты по защите финансовых прав требуют прекратить практику навязывания услуг, чтобы у людей оставалось право выбора. На какие хитрости банки идут ради прибыли, сколько можно потерять, поставив лишь одну подпись, узнали корреспонденты ОТС.

Условия переоформления кредита показались жительнице Новосибирска Алене Бердник выгодными - обещали более низку процентную ставку. Однако когда подписи уже были поставлены, оказалось, что теперь заемщица должна банку не 70, а почти 200 тысяч рублей. Одна только дополнительная страховка стоила 20 тысяч. Алена только теперь понимает, почему согласилась на условия, предложенные банковским клерком.

- Когда я была уже достаточно сильно утомлена процедурой, мне говорят: «Вот вам договор, поставьте, пожалуйста, свои подписи там, где галочки. И везде расписываюсь, - рассказывает Алена Бердник.   

В итоге пришлось обращаться за помощью к юристам. И таких примеров в Новосибирске - сотни. Причем, люди, согласившиеся на дополнительную страховку, зачастую даже не знают, сколько им предстоит переплатить. А в среднем это 15-20 процентов от суммы кредита. Подобные услуги навязывает большинство банков ради выгоды. 

- Допустим, человек взял кредит 240 тысяч рублей. На руки ему дали всего 200, а за 40 тысяч он застраховался. А из этих денег 32 тысячи остаются в банке за организацию процесса страхования, и только восемь тысяч рублей отправляются в настоящую страховую компанию. Причем, доходит до абсурда - страхуют неработающих пенсионеров от потери работы, инвалидов от получения инвалидности. Это, по сути, отрегулированный законный отъем денег у граждан, - рассказывает активист ОНФ, автор петиции Антон Канунников.

Новосибирские общественники составили интернет-петицию. Призывают Центробанк прописать меры административной ответственности для сотрудников банков, навязывающих услуги, и контролировать процесс. Соответственно, дать возможность людям выбирать подходящие условия. Формально, такое право есть и сейчас. 

«Период охлаждения» - это срок, в течение которого деньги за страховку можно вернуть. Сегодня он составляет пять дней, в следующем году его планируют увеличить до двух недель. Однако банкиры нашли «лазейку». Клиентам они предлагают заключить не индивидуальный, а уже готовый коллективный договор. А в этом случае деньги вернуть нельзя. Страхование жизни, здоровья, имущества, чего бы то ни было, эксперты называют хорошей практикой. Однако она должна быть добровольной.

- Все услуги должны предлагаться отдельно, пусть и в рамках портфеля. Я совершенно согласен, что человеку могут быть нужны и страховка, и кредит и, может быть, все одновременно. Весь вопрос в том, что человек должен сам до этого дойти или ему нужно все объяснить грамотно, - говорит финансовый эксперт Григорий Сосновский.

Обязательная страховка сегодня остается при ипотечном кредитовании. Это предельно чистая схема, но и в ней есть нюансы. Могут возникнуть сложности с переоформлением, если клиент пожелает сменить банк, и таких примеров тоже десятки.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент