Александр Брагин с супругой стали жертвами автоподставщика. Их машину на перекрестке Красина и проспекта Дзержинского протаранил автомобиль, совершавший нетипичный маневр для данного участка дороги. Почуяв неладное, Александр выложил в интернет фотографию подозреваемого в автоподставе. В считанные дни десятки новосибирцев узнали предполагаемого злоумышленника, так как пострадали от его действий в таких же обстоятельствах. Но в чем смысл автоподстав сегодня, когда страховые компании вроде бы вместо реальных денег должны организовывать ремонт авто?
– По нашему мнению, хотя мы не юристы, зарабатывает он на том, что машины, на которых он попадает в ДТП, очень старые. И детали, которые сейчас должны выдавать уже новые, стоят дороже, чем сами машины. По сути, машина может 150 тысяч стоить, а ремонт ее 200. Понятно, что страховой компании выгоднее реальными деньгами отдать, – говорит пострадавший от автоподставщиков Александр Брагин.
По словам Александра, он смог договориться с другими пострадавшими о подаче в полицию коллективного заявления о подозрении в мошенничестве. Однако до суда дело так и не дошло. Меж тем, по мнению экспертов, автоподставы – это лишь один из видов незаконного обогащения за счет страховых выплат. Не меньше проблем создают так называемые черные автоюристы. Преступления этой категории также сложнодоказуемы, а реальную борьбу с ними пока смогли наладить лишь в Кузбассе и на Урале.
– Например, в Челябинске было поднято 900 ранее замороженных дел, они дорасследованы и дошли до судов. Организованные преступные группировки черных автоюристов почувствовали железную длань правоохраны и покидают Челябинск. Тревожно то, что часть лиц, которые мы уже установили, почуяв неладное, переезжают в Курган, переезжают в Екатеринбург, – сообщил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.
Наибольшее количество мошенничеств на поприще ОСАГО фиксируют в южных регионах страны. В некоторых субъектах автомобилисты из-за отсутствия услуг по автострахованию вынуждены покупать поддельные полисы, чтобы хоть что-то показать инспекторам ГИБДД во время проверки документов.
– Если брать Сибирский федеральный округ, то ситуация является не такой кричащей, как в других регионах России. Мы были с коллегами на юге, там убыточность в некоторых регионах около 300 процентов. В Сибири такого нет, но факторы тревожные присутствуют, потому что по ряду регионов убыточность за 100 процентов. Страховые компании не имеют экономической целесообразности работать в регионе, где они делают только одно ОСАГО, – сообщил директор департамента страхового рынка Центробанка РФ Игорь Жук.
Из-за близости наших регионов к границе с Поднебесной рынок наводнили поддельные бланки автогражданки, причем очень хорошего качества. И зачастую автовладельцы даже не подозревают, что приобретают «филькину грамоту». Всего, по некоторым данным, на территории России в ходу около миллиона подделок.