Новосибирск 11 °C

Самый главный предмет

10.09.2009 00:00:00
Самый главный предмет
ОБЖ в наших школах можно и нужно преподавать интересно.

Главный предмет в школьной программе — основы безопасности жизнедеятельности. Так считает преподаватель ОБЖ школы № 26 Калининского района Максим Козлов.

По образованию Максим Леонидович — учитель химии и биологии. Эти предметы он преподает уже больше 20 лет. Опыт ведения уроков ОБЖ учителя Козлова насчитывает десять лет, то есть с того момента, когда этот предмет только появился в школах.

Человек хрупок и уязвим

— Я как учитель биологии, очень хорошо представляю, насколько человек хрупок и уязвим перед природой и перед самим собой — своими изобретениями, которые, будучи призваны облегчать жизнь, нередко оборачиваются против человека, — объясняет Максим Козлов. — А ведь современный мир просто напичкан такими вот техническими изобретениями, порой выходящими из-под контроля; химическими веществами, созданными человеком ради изменения сознания, а на самом деле — ради саморазрушения. Задача всего общества и педагогов в первую очередь — научить детей противостоять как соблазнам и искушениям современного мира, так и техногенным факторам риска, поскольку они сопровождают буквально каждый наш шаг.

В 2008 году Максим Козлов создал элективный курс «Автономное существование человека в природных условиях». Сейчас курс апробирован и рекомендован к преподаванию в других школах.

Как объяснил Максим Леонидович, в своей программе он постарался объединить основы безопасности жизнедеятельности, некоторые техники здоровьесбережения и патриотическое воспитание: «Школьная программа составлена так, что основное внимание уделено предметам, по которым предусмотрена сдача Единого государственного экзамена. Остальные предметы негласно получили статус второстепенных. Таким темам, как патриотическое воспитание, общефизическая и военная подготовка, здоровьесбережение, отведены только внеклассные часы. На мой взгляд, это не совсем правильно».

В школе № 26 на уроках ОБЖ учатся не только надевать противогазы и накладывать медицинские шины. Ребята больше всего любят практические занятия, которые учитель ОБЖ проводит совместно с пожарными, военными, сотрудниками спасательных служб.

Пожар по программе

— Сегодня по программе в нашей школе — пожар, — так начинает Максим Леонидович один из уроков.

Ученики быстро и без паники эвакуируются по запасным выходам из здания учебного заведения. А под окнами уже стоят пожарные машины, огнеборцы в специальном обмундировании демонстрируют ребятам работу брандспойтов и огнетушителей, обучают их приемам первой помощи тем, кто получил ожоги или надышался угарным газом; объясняют, как вести себя в задымленном помещении и как потушить возгорание того или иного характера.

— Моя мечта — показать ребятам самую современную пожарную технику: выдвижные лестницы, другие приспособления для эвакуации. И чтобы дети могли по ним полазать. Вот это было бы им действительно интересно, — продолжает Максим Леонидович.

Элективный курс выживания человека в природных условиях включает изучение лекарственных растений, съедобных и ядовитых грибов, умение ориентироваться в пространстве без системы «Дубль ГИС» и GPS-навигаторов. В школе № 26 ребят учат даже, как правильно собрать рюкзак. Норматив подразумевает как время, за которое ученик должен успеть это сделать, так и качество сборки — вещи должны быть уложены аккуратно и правильно, а не затолканы как попало.

Как не стать жертвой

Впрочем, для жителя мегаполиса вероятность оказаться в одиночестве в лесу, где пригодятся знания о грибах и растениях, гораздо ниже, нежели вероятность, скажем, пострадать в ДТП.

Поэтому изучению правил поведения на дороге уделяется большое внимание. На занятия приходят сотрудники службы СПАС. Они учат школьников тому, как не стать жертвой, ну, а если уж такое случилось, как оказать помощь самому себе и тому, кто рядом.

Оружие массового поражения и средства спасения от него ученики № 26 изучают в ракетной дивизии в Пашино. Здесь же юноши-десятиклассники проходят военные сборы. Навыки обращения с огнестрельным оружием, знакомство с боевой техникой, принципы ведения боя и разведдействий — любимые темы уроков ОБЖ не только у парней, но и у девушек.

По убеждению Максима Козлова, начальная военная подготовка — это не только стрельба из «воздушки», сборка-разборка автомата Калашникова и надевание противогаза, но и патриотическое воспитание. Поэтому в 26-й школе часть уроков ОБЖ посвящено подготовке к всероссийской игре «Победа» (бывшая «Зарница») и несению вахты памяти на Посту № 1 у монумента Славы. Максим Леонидович, кстати, отметил, что новосибирский Пост № 1 занимает первое место среди патриотических воспитательных комплексов России.

Самое опасное оружие

— Сегодня как никогда остро стоит вопрос о сохранении и сбережении нации. И самое опасное оружие массового поражения для нас — алкоголь, никотин и наркотики, — считает учитель.

Один из уроков ОБЖ посвящен изучению химического состава сигарет и продуктов горения табака. Старшеклассники крепко задумываются, когда Максим Леонидович рассказывает им, что содержимое красивых и ярких пачек, для многих являющихся символом взрослости, независимости и моды, — это, оказывается, соли тяжелых металлов, свинец, ртуть, мышьяк, сажа, радиоактивные вещества. Стоит ли поглощать все это ради того, чтобы самим себе казаться «крутыми»? — такой вопрос после подобного урока задает уже не учитель, а ученики сами себе.

Максим Леонидович вспоминает, какое впечатление на ребят из младших классов произвела анатомическая выставка, где демонстрировались органы курящих людей.

— Современным детям бесполезно говорить, что капля никотина убивает лошадь, — уверен Максим Леонидович. — Они бросят курить только в том случае, если привычка к курению (так же, как употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ) в общественном сознании перейдет из разряда модных и престижных в некое неприличное действо, каковым и является по своей сути. В принципе, это уже происходит: в нормальном обществе (я не говорю о маргиналах) модно быть здоровыми, красивыми и преуспевающими, а молодежными кумирами становятся не исполнители блатного шансона и артисты, играющие роли в боевиках, а спортсмены и политики. Это радует.

Апофиз может не успеть

Телевидение, газеты и интернет делают не только благое дело по формированию «правильного» общественного сознания, но и вносят смятение в пытливые юные умы разного рода передачами про инопланетян и возможные вселенские катаклизмы. Редко какой урок ОБЖ обходится без вопросов учителю о том, что делать при встрече с инопланетными существами или как спасаться от метеорита Апофиз, который летает вокруг Земли и может упасть на наши головы.

Максим Козлов никогда не игнорирует подобные вопросы, ибо знает: то, к чему взрослые относятся с львиной долей скепсиса, подростки воспринимают всерьез. Преподаватель отвлекается от программы и рассказывает о космических службах Земли, которые бдят, чтобы мы могли спать спокойно; об ученых, которые изучают необъяснимые явления и изобретают способы, как им противостоять; о современном оружии, о доблестных военных, которые, вне всякого сомнения, победят любых инопланетян.

Учитель инопланетян не боится. Его тревожит другое: «Мы сами погубим себя без всякой атаки из космоса, если не научимся жить в гармонии с природой, с обществом и сами с собой. Если не поймем, что главное в жизни — это не успешно сданный ЕГЭ и не поступление в вуз, а нравственное, духовное и физическое здоровье нас с вами и наших детей. Вот почему я уверен, что школьный предмет, на котором будут преподавать эти истины, — самый основной и в школьной программе, и в жизненной программе каждого из нас».


Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: