Для каждого поколения у него было свое название клуб совторгслужащих, клуб имени Сталина, Дворец культуры имени Октябрьской революции, «Кобра». Но всегда, во все времена здесь собирались единомышленники люди творческие, неравнодушные, талантливые. Здесь пел Вертинский, читала стихи Ахмадулина, здесь звучала Седьмая симфония Шостаковича.
Отдых только в клубе
После того как Новосибирск стал столицей Сибирского края, в городе развернулось массовое строительство административных зданий, которые до сих пор создают архитектурный облик нашего города. Луначарский, побывавший в Новосибирске в 1928 году, отмечал, что это «оригинальный город, выросший в двухсоттысячную столицу и неудержимо мчащийся вперед, как настоящий сибирский Чикаго».
В середине
Всего в Сибирском крае в 1929 году насчитывалось 153 клуба, в которых работало 1285 кружков. В них занималось 35 тысяч человек. В клубах в то время проходили спектакли и концерты, «живая газета», инсценированные суды, вечера самодеятельности, семейные вечера, вечера вопросов и ответов, киносеансы, вечера обороны, детские утренники, лекции и доклады, проводились экскурсии в музеи, на промышленные предприятия. Но больше всего, конечно, было «лыжных вылазок».
По тематике лекции касались общеполитических, военных, антирелигиозных,
На первом месте по «охвату масс» из всех видов клубной деятельности в то время стояло кино, затем спектакли и концерты, лекции и доклады, семейные вечера, «живые газеты». Перед сотрудниками культурных учреждений ставилась задача: «преодолеть узкоразвлекательные аполитичные тенденции в работе клубов, с одной стороны, и с другой поднять качество художественной работы».
Большой популярностью у рабочих пользовались всевозможные клубные кружки: драматические, хоровые, музыкальные, военные, физкультурные, производственные, общеобразовательные. Если их распределить по местам, то больше всего были интересны драматические кружки, на втором месте производственные, на третьем физкультурные.
С оттенком «революционной романтики»
Здание клуба совторгслужащих было выстроено по проекту инженера И. Бурлакова (внутреннее оформление архитектора Б. Гордеева). Оно расположилось на углу квартала, на пересечении улиц Революции и Ленина, но было отодвинуто от их красных линий. Перед его входом открытая площадь с удобными подходами к зданию. Клуб строился в период перехода в архитектуре от рационального модерна к конструктивизму, поэтому здание испытало на себе влияние последнего. Хотя многие специалисты отмечают, что клуб совторгслужащих построен с оттенком «революционной романтики». Необычные архитектурные находки: развернутая полукружьем колоннада из десяти спаренных по две колонн, поддерживающая балкон второго этажа, широкая наружная лестница,
В клубе были сооружены зал на 600 человек, фойе и малый зал на 200 человек, большая библиотека, комнаты отдыха, кружковые комнаты. Вокруг нового «очага культуры» посадили деревья и разбили небольшой сад отдыха. Со временем здание претерпело некоторые изменения например, в зрительном зале был убран ряд несущих колонн. В 1982 году был разработан и в большой мере реализован проект восстановления первоначальных интерьеров
А может быть, школа?
Октябрь 1928 года. Только что выстроенное, красивое здание клуба совторгслужащих готовилось отпраздновать новоселье. И тут, как гром среди ясного неба: новенькое здание хотят отдать под школу. К счастью, крайсовпроф высказался против такого предложения, мотивируя тем, что «здание выстроено на деньги советских и торговых служащих и должно быть использовано под клуб». Его открытие намечали вначале на 7 ноября 1928 года день
В первые годы существования клуба очень многое делалось для помощи семьям советских торговых служащих. Например, при клубе собирались открыть новую столовую. В газете сообщалось, что она будет «отпускать обеды за недорогую цену». Через год открыли детский сад «на 50 человек с оплатой семь рублей с каждого». Участники «живой газеты» могли питаться
Посещение сада с большой эстрадой, который располагался за зданием ДК, обходилось в довоенные годы членам профсоюза совторгслужащих в 40 копеек, членам других профсоюзов уже 1 рубль 50 копеек,
«Курс на спектакль повышенного типа»
В только что отстроенное здание клуба сразу же переехала библиотека после долгих мытарств по разным углам. Ей предоставили три комнаты. Одну занимал читальный зал, в другой помещался передвижной фонд, где еще работали различные кружки, а в третьей комнате производилась выдача книг. К сожалению, сетовали библиотекари, комната несколько маловата.
Но сразу же взялись за дело: «читальня» решила провести викторину. На двух плакатах расклеили портреты 105 современных русских писателей, под ними подписано одно произведение этого автора. Нужно было назвать фамилию, написать, кто он поэт или прозаик, какие у него еще есть произведения. Три участника получили призы книжные новинки. «Библиотека намеревалась провести ряд вечеров читательской критики, а также заняться составлением альбомов писателей, указателей художественной литературы и критики», писала газета.
Некоторые кружки и студии начали работу в новом клубе, когда здание еще не было до конца достроено. Особой любовью новосибирцев пользовался драматический кружок под руководством режиссера Дмитриева. Пресса отмечала, что был взят «курс на клубный спектакль повышенного типа такой спектакль, в котором бы отсутствовала халтура «вольная и невольная». Вначале драмкружок показал «Разлом» Лавренева. Постановка была оценена как «вполне добросовестная и даже радующая необычной в клубных условиях новизной внешнего оформления». Однако, как писала «Советская Сибирь», « из кружковцев приходилось вышибать застоявшийся дух «любительщины», дурные навыки и трафареты. Это «проклятое наследие прошлого« еще не преодолено полностью. Впереди огромная работа по внедрению художественной дисциплины в жизнь кружка и улучшению его сценической продукции».
Однако режиссер Дмитриев смело брался за новые постановки. Кружковцы собирались показать «Луну слева» и «Бронепоезд». Газета недоумевала: «Даже среднему профессиональному театру часто не по плечу это героическое революционное произведение. Как бы у недостаточно тренированных кружковцев не оказалась «жила тонка». Не лучше ли перейти к репертуару, представляющему меньше трудностей? Ведь и на пьесах клубного масштаба можно проявить режиссерскую изобретательность и «натаскать« кружковцев, повышая их сценическую технику и культурный уровень». Даже предлагалось спросить у зрителей, какой им нужен репертуар. Однако драмкружок
Клуб совторгслужащих с самого начала высоко поднял планку. Для самодеятельных художественных кружков были приглашены квалифицированные руководители, а для организации и ведения курсов «живых газет» специально пригласили из Пролеткульта товарища Аффа, выделив ему 70 рублей на проезд и установив оклад в 200 рублей. Под его руководством клуб предполагал выпускать театрализованную «живую
Калинин, Соллертинский и Шостакович
В 30-е годы
Во время войны клуб приютил в своих стенах Ленинградскую филармонию. Уже осенью 1941 года новосибирцы слушали концерт Симфонического оркестра под управлением Евгения Мравинского. Вступительное слово читал Иван Соллертинский. А 9 июля 1942 года в здании клуба имени Сталина прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. На концерте присутствовал сам композитор.
Кроме того, в здании клуба базировался Центральный театр кукол под руководством Сергея Образцова.
В 1961 году решением Новосибирского горисполкома клуб стали называть Домом культуры профсоюза работников госторговли и потребкооперации и присвоили ему имя Октябрьской революции. В начале
Сегодня, как и 80 лет назад, сюда приходят и взрослые, и дети, чтобы петь, танцевать, учиться играть на различных инструментах и просто общаться. Здесь проводятся эстрадные концерты,