Новосибирск 9.4 °C

«Понятие духовности — четвертое измерение сознания учителя»

04.10.2008 00:00:00

В мэрии Новосибирска состоялась встреча представителей администрации нашего города с педагогом-новатором, психологом, руководителем Международного центра гуманной педагогики Шалвой Амонашвили. Его идеи изучаются в вузах, на авторских семинарах, в самых разных городах и странах мира, в том числе — и в Новосибирске.

Заместитель мэра города Новосибирска Анатолий Корнилов отметил, что приезд Шалвы Амонашвили, несомненно, поспособствует внедрению новых технологий в области воспитания и образования — технологий, проверенных на практике и принесших замечательные результаты.

— Сегодня перед нами стоит важная задача: обеспечить интенсивное развитие всех сфер народного хозяйства, — говорит Анатолий Корнилов. — В век совершенствования технологий мы должны дать нашим детям возможность получать самое лучшее образование. Строительство технопарка, развитие Академгородка и высшей школы в целом — все это помогает нам идти вперед, не останавливаясь на достигнутом. Мэр Новосибирска Владимир Городецкий держит вопрос об образовании на постоянном контроле: он бывает на всех крупных мероприятиях, ставит перед нами очень серьезные задачи. За последние годы мы уже выполнили ряд программ, касающихся материально-технической базы, а сегодня разработали новую, связанную с приведением в порядок фасадов школ и пришкольных территорий. Бюджет города сегодня — свыше 30 миллиардов рублей, и более 8 миллиардов из этой суммы выделяется на развитие образования. Я убежден, что и в дальнейшем этой сфере будет уделяться большое внимание, но материальная сторона дела — это еще не самое главное. Можно создать храмы, дворцы… но нужно ведь позаботиться и о внутреннем содержании! Поэтому мы очень рады, когда к нам приезжают такие ученые, такие авторитетные люди, как Шалва Александрович.

Анатолий Корнилов отметил, что визит выдающегося педагога в наш город удачно совпал с празднованием Дня учителя: «Педагогика — наука вечная. Она будет существовать до тех пор, пока существует человечество. А День учителя — это праздник прекрасных людей, которые несут разумное, доброе, вечное нашим детям…»

Шалва Амонашвили присоединился к поздравлениям городского руководства и пожелал новосибирским коллегам удачи в деле воспитания юного поколения. А затем дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Вечерний Новосибирск».

— Шалва Александрович, не могли бы вы поделиться впечатлениями о нашем городе?

— Я в свое время объехал множество сибирских городов, от Магадана до Тюмени. И все-таки Новосибирск стал особым городом в моей жизни — не случайно я здесь уже в седьмой раз! Первый мой визит состоялся двадцать лет тому назад. Я встретился с коллегами — преподавателями Новосибирского университета… И, несмотря на то, что я — никакой не политик и рассказывал в основном о педагогике, меня в то время избрали народным депутатом и членом Верховного Совета. Мои первые встречи с учителями-сибиряками оставили приятные воспоминания, я отметил искренность и доброжелательность этих людей.

Новосибирск — ищущий город. И пусть не обижаются на меня другие города — Тюмень (где я работаю), Владивосток, Благовещенск… К Новосибирску у меня особая тяга. Я бы даже сказал, что существует такое своеобразное явление, как сибирская педагогика. На территории региона проживают многие народы, представители самых разных традиций, культур. Это симфоническое настроение, как магнит, притягивает гуманную педагогику. А в целом, сибиряки терпимо относятся и к гуманной педагогике, и к авторитарной педагогике, признавая, что обе школы имеют право на существование.

Раньше, когда я приезжал в сибирские города, учителя спрашивали: «Когда увеличится заработная плата? Когда государство обратит на нас внимание?» За последние годы вопросов о материальном положении мне уже не задают. Конечно, это не означает, что все проблемы решены, но свидетельствует о том, что государство уделяет сфере образования больше внимания, и остаточные принципы уходят в прошлое.

У вас, новосибирцев, можно поучиться многому. Я хотел бы получить как можно больше информации о работе новосибирских школ, об основных направлениях в образовании, в сфере которого вижу много новаторского, инновационного.

— Вы участвуете в торжественной церемонии открытия Новосибирского дома учителя. Какое значение, по Вашему мнению, имеет это событие?

— В жизни общества, народа, государства понятие «учитель» — это самое высокое понятие. Умение уважать, любить, по достоинству ценить труд учителя свидетельствует о том, насколько народ благороден. Я рад, что в Новосибирске создан центр — Дом учителя, призванный аккумулировать жизнь педагогов, стимулировать учительское творчество. Надеюсь, он будет отличаться новым обликом, наполнится новым содержанием. Его создание — великое благо, которое отразится на наших детях.

Какие педагогические приемы для вас неприемлемы?

— Я приемлю все системы, за исключением тех, которые несут насилие. Может быть, насилие еще как-то оправдывало себя в XVII, XVIII веках, в те времена, когда люди мало что знали о природе ребенка… Однако сегодня наши познания (психологические, философские, физиологические) достаточно широки, и пользоваться насилием в школе, в системе образования — это все равно что признаваться в невежестве. Методы подавления неприемлемы не только для меня, но и для таких выдающихся учителей, как Макаренко, Сухомлинский, Песталоцци, Пирогов. Мы должны идти по их стопам.

— Есть мнение, что взрослый и ребенок — два совершенно разных космоса, которым не дано понять друг друга. Эта «несовместимость» действительно заложена природой?

— Взрослые и дети — единое целое, палка о двух концах. Кто такие взрослые? Вчерашние дети, люди, которые чуть раньше пришли в этот мир… Противопоставлять детей и взрослых друг другу нельзя! Однако могу повторить, что насилие ведет к охлаждению отношений между поколениями. Чем больше мы будем применять насильственные приемы воспитания, тем агрессивнее будут дети, ведь их природа бунтует, требует свободы. Безалаберность, авторитаризм педагогов укладывают над головами детей асфальт! А в благородной семье, благородной школе конфликтов всегда бывает гораздо меньше. Как говорил Сухомлинский, между взрослыми и детьми должна зародиться духовная общность, тогда и возникнет доверие. Так называемые «дети индиго», «дети света» — они именно такие, они ждут нашего доверия.

— Говорят, на землю приходит новое поколение — «дети индиго». Вы с этим согласны?

— У меня большая практика общения с детьми, и я могу сказать, что нынешнее поколение просто несопоставимо с поколениями предыдущих десятилетий. Мы провели ряд опытов в 50-х, 60-х, 70-х годах и увидели: все чаще рождаются люди, наделенные определенными особенностями. Эти люди принесли в нашу жизнь очень много нового. К примеру, благодаря им зародились нанотехнологии.

Дети нового века обладают большими интеллектуальными запросами, отличаются обостренным восприятием мира, а также некоторыми другими способностями, которые в нас дремлют или вовсе отсутствуют. Феномену, который называется «дети индиго», посвящены многие научные конференции, и закрывать на него глаза нельзя.

Я имел даже возможность общаться с группой детей, которые обладали многими знаниями, но не могли объяснить, откуда эти знания взялись. Что произойдет с такими детьми, когда они вырастут? Если мы с помощью силовых методов будем подводить их под уровень стандартов, они потеряют свои дары.

— Верно ли, что «все дети гениальны»?

— Это метафора. У каждого ребенка есть своя гениальность, своя миссия. Миссия может быть великой, а может быть незаметной для окружающих, но такой, без которой великое не могло бы состояться. Позволят нам нести нашу миссию — хорошо, не позволят — теряем счастье.

— Большие споры вызывает сегодня внедрение госэкзаменов, тестовых форм обучения. Как вы относитесь к подобным экспериментам?

— Знаете, в нашем образовании много ложных постулатов — явлений, которые напоминают инородные тела в организме. Доверия к школе не хватает, поэтому понадобилась государственная статья для того, чтобы оценивать уровень знаний учащихся. Но когда-нибудь мы преодолеем эту детскую болезнь. Я думаю, тесты могут быть рекомендованы для использования учителями, но пока это дело будущего.

— В системе образования трудятся в основном женщины. Это как-нибудь влияет на процесс и на результат обучения?

— Мир нуждается в гармонии, а гармония состоит из двух начал: женского и мужского. В таком сложном организме, как школа, эти начала должны пребывать в состоянии равновесия. Дело даже не в количестве учителей-мужчин или учителей-женщин, а в каком-то особом внутреннем качестве… Иногда ведь и женщина (директор школы, например) может выступать носительницей мужского начала! И все-таки хотелось бы, чтобы хотя бы треть преподавателей составляли мужчины, так как дети нуждаются в мужской опоре.

— Сегодня появляется много специализированных школ, избирающих себе узкое направление деятельности. Это оправдано?

— К преподаванию всегда нужно подходить избирательно. Если, например, в школе завелось много математиков, что стоит школе переориентироваться на этих детей? Искусственно насаждать математику, или экономику, или гуманитарные науки недопустимо. Даже у себя в классе, если я чувствую способности моего ученика, я могу выстроить личностный подход к нему. Естественность подхода к детям измеряется не наукой, а сердцем учителя. Уровнем его культуры, уровнем духовного развития.

Понятие духовности — четвертое измерение сознания учителя. Я часто спрашиваю учителей: перед кем вы чувствуете ответственность за свой педагогический труд? Перед завучем или директором? Перед начальником или министром? Перед самим ребенком или перед его родителями? А может быть, перед Богом?.. Материальная база, компьютерная техника — все это не решает многих важных проблем. За техникой должен стоять хороший учитель — человек чести и совести. Тогда хорошие программы, хорошие школы будут хороши и полезны вдвойне.

Я думаю, Новосибирск способен выйти на самый высокий уровень в сфере образования. Потому что этот город имеет свой магнетизм. Потому что им руководят люди, поощряющие новаторство, творческий поиск…

О чем это говорит? О заботе.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: