Новосибирск 8.5 °C

Школьный дебют: праздник или стресс?

26.08.2008 00:00:00

То, каким станет для первоклассника День знаний, да и последующие дни учебы, во многом зависит от состояния его здоровья.

Сначала розы, потом шипы…

Какой бы ни была погода 1 сентября, все равно у большинства «заинтересованных лиц» настроение самое солнечное. Школьный двор похож на цветник: букеты гладиолусов и роз почти скрывают маленьких первоклашек. Но если торжественная процедура и речи директора, педагогов, родителей затягиваются, то никнут не только цветы, но и некоторые дети. Будущие ученики начинают канючить: «Мам, я устал, ноги болят», «Спина отваливается, пошли домой…» Самое интересное, что они не придумывают, им действительно тяжела даже такая нагрузка. Многие педиатры утверждают, что в 6–7 лет (порой и раньше) у ребят могут начаться самые разные проблемы со здоровьем. И такие «шипы» недугов чаще всего колют в экстремальных ситуациях. А по мнению психологов, первый раз в первый класс — это колоссальный стресс для ребенка. Вокруг все новое, чужое, порой пугающее… Вот и дают о себе знать слабые места в организме.

Согласно информации, приведенной в одном сибирском медицинском издании, с начала 90-х годов прошлого века наблюдается выраженная тенденция к ухудшению здоровья детей. Растет число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Причем, в разы! Прежде всего это относится к патологии опорно-двигательного аппарата, органов пищеварения, к болезням почек. Все больше становится школьников, имеющих несколько диагнозов. В среднем на ребенка 7–8 лет приходится два диагноза, 10–11 лет — три, 16–17 — четыре. Если не учитывать их состояние, то со временем может пострадать и психологическое самочувствие. Этот факт подтвержден данными Института возрастной физиологии РАО, в соответствии с которыми в школу приходят 20 процентов первоклассников, имеющих нарушения психического здоровья. А к концу первого класса их число увеличивается до 60–70 процентов. Наиболее распространенные диагнозы: состояние повышенной тревожности и неврозы.

«Ствол» растёт и вкривь, и вкось…

Посмотрите, как сидят за столом ребятишки. Один скособочился, другой грудью лег на тетрадку, третий подпер голову рукой. Между тем в школьных классах, дома — за приготовлением задания, они проводят долгие часы! Не случайно одной из самых распространенных патологий считаются нарушения опорно-двигательного аппарата. «Ровных позвоночников не осталось», — говорят врачи. Иногда позвоночник сравнивают со стволом дерева, ведь на нем у нас все держится. Нетрудно представить, каким он будет у ребят, которые пишут в тетради, положив ногу на ногу или сидя на поджатой ноге.

Еще один лидер детских недугов — ослабление зрения. Следующие — нестабильность шейных позвонков, повышенное внутричерепное давление (последствия родовых травм). Кстати, это данные исследований Новосибирского института повышения квалификации работников образования, так что информация — наша, местная.

А вот наблюдения специалиста, сделанные в отдельно взятом медицинском учреждении. По словам заместителя главного врача Новосибирской детской городской поликлиники N 1 Юлии Захаркиной, накануне 1 сентября медики по традиции проверяют здоровье будущих учащихся. Это немалый объем работы. В этом году в городских школах планируется набрать около 13 тысяч первоклассников, и каждый должен пройти медицинский контроль. А в детской поликлинике N 1, как сказала Юлия Николаевна, будут осмотрены где-то 800 шести-семилеток.

Для этой цели создана комиссия из разных врачей, в ее составе: окулист, ортопед, хирург, невролог, гинеколог, педиатр. Если есть показания, ребенка смотрят и другие специалисты. Медики дают оценку состояния здоровья и развития каждого маленького пациента, определяют, к какой группе он относится: к первой (практически здоров), ко второй (имеет функциональные нарушения), к третьей (есть хронические заболевания).

И вот какое заключение сделали врачи в этом году — здоровье будущих первоклассников несколько ухудшилось. Как уточнила Юлия Захаркина, более многочисленной стала вторая группа детей с функциональными нарушениями. Чаще всего встречаются патологии костно-мышечной системы, прежде всего, это плоскостопие, нарушение осанки (которое к 7–8 классу может привести к сколиозу). Нередки также заболевания носоглотки, проблемы с внутренними органами, аллергические реакции (часто вызванные бесконтрольным приемом антибиотиков). За годы учебы, заметила врач, ситуация обычно усложняется.

Перегрузки приводят к болезням

Согласно медицинской статистике, во время обучения в школе число детей с близорукостью в среднем увеличивается в пять раз (обычно к 4–5 классу), с заболеваниями нервной системы — в два раза, как и с нарушениями обмена веществ, органов пищеварения.

При этом настоящей зоной риска для здоровья являются так называемые школы нового типа — лицеи, гимназии с повышенной нагрузкой. Программы этих школ должны быть сертифицированы с санитарно-гигиенической точки зрения. Но проводится ли такая экспертиза? Результат: уже к концу первого года обучения в таких учреждениях образования с повышенной нагрузкой число заболеваний гипертонией у детей возрастает в два раза, на 90 процентов растет общее количество изменений артериального давления, невротизация учащихся возрастает на 55 процентов. Интенсивные нагрузки опаснее всего для ребят с болезнями нервной системы. А это не такая уж малочисленная группа. Например, патологии нервной системы выявлены у 15,9 тысячи на каждые 100 тысяч младшеклассников. Болезни зрения у современных школьников тоже не редкость. А ведь многие гимназии и лицеи вводят компьютерные занятия уже с первого класс.

По мнению доктора Захаркиной, к ухудшению здоровья детей нередко приводит невнимание родителей, они порой просто не придают значения каким-то недомоганиям своих младших. А недуг постепенно развивается и справиться с ним становится все труднее.

Кроме того, ухудшают самочувствие гиподинамия и неправильное питание. Не секрет, что сегодня даже маленькие дети подолгу просиживают у телевизора, компьютера и часто едят всухомятку — бутерброды, чипсы, шоколадки. А если пьют, то вредную колу или другую сладкую газировку. В этом плане современная школа способна им помочь, ведь в последнее время государство стало больше заботиться об организации качественного питания учащихся, об их физическом развитии.

Юлия Николаевна напомнила, что сейчас во многих учреждениях образования есть бассейны. В частности, в их подведомственных школах: N 59, 74, 120, в 9-й гимназии, в других. И практически все учащиеся в определенные дни могут там поплавать на уроках физкультуры. А это лучший вид спорта при проблемах с позвоночником, хорошее средство закалки! На других физзанятиях дети развивают силу, ловкость, гибкость. Причем учитель следит, чтобы каждый ребенок получал нагрузку соответственно его физическому состоянию.

По убеждению врача, очень многое зависит и от родителей. Если они действительно хотят видеть свое чадо здоровым, то должны найти время и желание, чтобы обеспечить ребенка полноценным питанием с достаточным количеством белка (постное мясо, яйцо, творог) и свести до минимума сладкое (сахар можно заменить медом). Домашняя физическая нагрузка тоже важна. Родителям надо больше гулять с детьми, смотреть, чтобы они не стояли столбом, а гоняли футбол, зимой катались на лыжах, коньках, санках. Подвижный образ жизни поможет ребятишкам окрепнуть, улучшить физическую форму и, соответственно, более успешно справляться со школьными нагрузками. Доктор подчеркнула: с посильными нагрузками, а не чрезмерными.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: