и далеко не только в сливки общества. Образование помогает «пробиться» в интересную жизнь. По сути, оно формирует человека ничуть не меньше, чем наследственность и здоровье. Люди учатся и ради знаний, и ради самоуважения. Они хотят, чтобы с ними считались и ими гордились. Наконец, учиться просто интересно. Школа, и средняя, и высшая, дает пищу для ума, взращивает в своих учениках самостоятельность мышления, интеллект, вкус, приучает к анализу явлений и событий и независимости суждений.
Впрочем, далеко не всегда. Например, совсем недавно ректоры ведущих вузов страны выразили массовое недовольство выпускниками средней школы, которые далеко не лучшим образом подготовлены к работе и учебе в школе высшей. У многих из них способность мыслить самостоятельно,
Конечно, в средней школе учатся далеко не только отличники и победители олимпиад. Явное большинство другое середняки и троечники. А современное общество в рыночных условиях с его требовательной конкуренцией нуждается, прежде всего, в тех специалистах, которые не только знают, но и способны преобразовать свои знания в идеи, мастерство, умение.
Я учился в вузе в пятидесятых годах прошлого века. Тогда почти во всех школах преподавали в основном немецкий язык. Это был явный перекос. Сейчас другой перекос почти повсюду учат только английский. Но сдается мне, что и тогда, и сейчас учат одинаково грамматике, фонетике и т.д. То есть учат теории, а не общению, устной речи. Это не коммуникативное обучение. Читать и писать могут, а говорить на иностранном языке нет. Явление массовое.
Говорить на очень сейчас распространенном в России английском языке умеют все равно не многие. В том числе и учителя иностранных языков. Мне приходилось общаться с интеллигенцией на Западе. Почти вся она говорит
Мы уже вступили в мир знаний и глобализма. Ныне общение с другими народами становится нормой жизни. С переводчиками это общение ущербно, неполноценно. Мы привыкли объясняться с иностранцами знаками и междометиями. Но этот уровень общения и знаний чреват опасностями. Мы на глупость и сумасшествие крутим пальцем у виска, а на Западе крутят ладошкой у лица. И так почти во всем. Мы разные. Знания позволяют найти общее, подружиться, прийти к пониманию и согласию, ясности отношений.
В сущности, сословное разделение в наши дни идет и по богатству, и по знаниям. Какой вуз ты окончил и что можешь и имеешь это теперь строго учитывается. Поэтому учиться надо, как говорят студенты, «без балды», что большинство из них понимают. Мне уже не раз ректоры различных вузов говорили, что сейчас нет проблемы с пропусками занятий. Наоборот: студенты требуют дополнительных занятий и курсов. Они понимают: то, что недоучил и не узнал, в жизни обойдется им дорого. А молодые честолюбивы, и это хорошо. На периферии жизни никто быть не хочет.