История как информационный повод
Если ехать по Киевскому шоссе,
На этой территории располагался сельскохозяйственный техникум. Он наследовал школу механизации сельского хозяйства, для которой был построен учебный корпус прямо на территории монастырского кладбища на костях усопших подвижников, защитников монастыря во времена Великой смуты. А до того здесь была колония для беспризорников, сменившая сельскохозяйственную коммуну, созданную сразу после революции 1917 года. Это была такая единственно возможная в те годы форма, чтобы хоть
К сожалению, не удалось
И еще здесь был музей, по залам которого меня водили и руководители техникума, и работники музея. Он возник в 1919 году, когда началась «передача» монастырского имущества музею. Был организован в спешном порядке в противовес монашеской обители.
Только музей
Прошло достаточно времени с того первого посещения, но чувство утраты
Поэтому с осторожностью ехала в эти края вновь. И не переставала удивляться, увидев тот же и одновременно другой монастырь. Он начал преображаться. Безусловно, хотелось понять, что произошло.
Инициатива
Итак, с чего же все начиналось. Чтобы понять, что сделано, надо понять, на какое пепелище пришли. Реставраторы, которые работали на территории монастыря, сделали много, но и их средства были весьма ограничены. Поэтому, когда в начале 1991 года в обитель вернулись монахи, чтобы начать ее возрождение, многим с трудом верилось, что это возможно.
Первым наместником возвратившейся из небытия обители стал игумен Никон (Худяков), ученик и духовный сын схиархимандрита Амвросия (Иванова), последнего из братии Боровской обители. Он успел передать дух той великой культуры и служения вере и отечеству, которая отличала монастыри России, и Боровский как один из известнейших. Так сохранилось духовное преемство монастырской братии.
Но события следовали одно за другим, говоря о том, что в стенах возрождается жизнь. Не только музейная с автобусами и экскурсиями, которые тоже стали более частыми, а другая монастырская. 13 апреля 1991 года была освящена церковь пророка Божия Илии, в которую перенесли частицу мощей преподобного Пафнутия. Она была обретена
Летом 1992 года был освящен храм святителя Митрофана, в котором находится икона Рождества Пресвятой Богородицы. А два года спустя, в 1994 году, монастырь вместе со всей Церковью праздновал
И все это в обновленных храмах, во вновь расписанной трапезной, в колокольне, которая вдруг обрела свои краски, гордо вознеслась над ансамблем. А еще очищенные пруды, из которых самосвалами вывозилась накопленная за десятилетия грязь и ил. Теперь это современное прудовое хозяйство, которое кормит великолепной рыбой братию и паломников, гостей монастыря. И новая дорога, которая еще тогда была разбита так, что можно было лишь удивляться, как ездили по ней редкие автобусы туристов. Теперь это свежеасфальтированная магистраль, которая идет мимо оборонительных монастырских стен. Вдоль них растут недавно посаженные ели. А в монастырском дворе цветут розы.
Изменения столь разительны, что захотелось понять, как удалось за столь короткое время преобразовать здесь все. Стала спрашивать людей. Отвечали разное. Говорили, что многие помогают. Каждый приносит, что может. Но в череде этих ответов чаще всего упоминалось имя Валентин Васильевич Бобырев. И чистые пруды, и дорога, и средства на реставрацию все последние преобразования в той или иной мере связывались с этим именем. Оказалось, что Валентин Васильевич заместитель председателя комитета по безопасности Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации. Член партии «Единая Россия«. За помощь монастырю награжден орденом Сергея Радонежского первой степени.
Жизнь как подвиг
Современный политик получил орден в честь человека, который отдал свою жизнь служению вере и отечеству. А Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутиев Боровский монастырь это рукотворный памятник человеку, который вместе со своим учеником поселились на поросшем густым лесом холме у впадины реки Истерьмы в Протву. Это произошло в день памяти великомученика и Победоносца Георгия, 23 апреля 1444 года. Имя этого человека преподобный Пафнутий.
История древних монастырей тесно связана с историей нашего отечества. Начало каждой святой обители полагается подвигом ее основателя, который и определяет его судьбу. И это удивительно, но в народной памяти живет образ Боровского чудотворца основателя Рождества Богородицы
Именно здесь понимаешь, что просто сама жизнь уже подвиг, если она посвящена служению вере, отечеству. Так,
Умирая, оставляет своей братии заветы. Они удивительны Вот только некоторые: весь устав монастырский и правило церковное блюдите со смирением, и покорностью, и молчаливостью, и попросту сказать, поступайте так, как видите меня поступающим »
Накануне кончины он дает свой последний завет: «Ей, чада, спешите делать добро!»
Как это просто и как трудно делать это добро. Если бы не старания людей, которые осознают, что сохранение культурного наследия это государственная задача особой важности. Тем более что свой «вклад» в разрушение обители вносила и природа. Собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен на дубовых сваях. Древесина дуба, находясь в воде, становится только крепче. В этом месте была очень сырая земля. Но со временем мелели реки, засыпались пруды, высыхало и очень быстро гнило дерево. Постепенно собор остался практически без фундамента Поплыл грунт, и вот тогда рухнул купол
Это происшествие положило начало реставрации Пафнутиева Боровского монастыря. Ныне существующий собор был построен
Но явно без поддержки общества и власти они вряд ли справятся с этой задачей. Пример Рождества Богородицы
Сегодня открыта новая страница в истории монастыря, да и всей страны. Она пишется неспешно Просто живут здесь люди, сделавшие свой выбор служение вере. Они придают стройность и осмысленность очень многим сторонам духовной и общественной жизни России, умножая славу Боровского монастыря, которая продолжает расти. В обители ведутся работы, сохраняющие образцы каменного строительства прошлых тысячелетий.
Сейчас историю пишут те, кто понимает важность нашего прошлого и настоящего, кто облечен властью и ответственностью перед будущими поколениями и кто «спешит делать добро!», как завещал преподобный Пафнутий.