Заместитель министра образования и науки Владимир ФРИДЛЯНОВ принимал новосибирских журналистов в рабочем кабинете. Забот у него хватает, но время, чтобы поговорить о том, как развиваются в нашей области наука и образование, нашлось. Причем сразу стало ясно, что ситуацию Владимир Фридлянов знает, как говорится, от и до.
Фото автора
Новосибирские вузы в последнее время получают существенную поддержку из федерального и регионального бюджетов. Как вы оцениваете модель взаимодействия между Министерством образования и науки, региональной властью и вузами. Насколько эффективной представляется вам эта система?
У нас в стране 1100 вузов, из них половина государственные. В рамках национального проекта мы проводили конкурс среди вузов всех типов и видов безразлично: государственных, частных, муниципальных Победили в конкурсе сначала 17 вузов, потом еще 40. Вот 57 вузов, которые победили в конкурсе и которые получат средства от государства. Довольно значительные до миллиарда рублей.
Новосибирская область, к нашему удовольствию, выиграла двумя вузами. Это Новосибирский государственный университет и Новосибирский государственный технический университет. Они выиграли конкурс и вошли в число 57 вузов, которые мы называем инновационными.
Для чего эти средства и для чего вообще был этот конкурс? Каждый вуз разрабатывал собственную программу развития. Она предполагала развитие и учебного и научного процесса, улучшение обеспеченности приборами, оборудованием, новыми кадрами и т. д. Эти программы смотрели экспертные сообщества, и так выбрали 57 вузов.
На что будут расходоваться бюджетные средства? В первую очередь на уникальное научное оборудование, на проведение научного процесса, совмещенного с образовательным. Это первое. Второе это привлечение профессуры
Два ваших вуза стали победителями. Если быть точным, то Новосибирский госуниверситет получит 901 миллион, а технический университет 583 миллиона рублей. Вот такой масштаб. И это все называется национальный проект «Образование».
В некоторых регионах есть собственные региональные программы целевого заказа на подготовку специалистов для наиболее нуждающихся отраслей. В Новосибирской области такая программа есть по селу и по промышленности. Планируется ли вернуться на федеральном уровне к идее госзаказа на подготовку кадров для наиболее востребованных отраслей?
Я вам скажу, что государственное задание существует и сейчас. Каждый год разрабатываются контрольные цифры приема студентов на бюджетные места. Они разрабатываются нашим министерством и выдаются министерствам и ведомствам, в чьем ведении есть вузы.
Что касается потребностей экономики в выпускниках, то сейчас мы вплотную работаем с Российским союзом промышленников и предпринимателей, с тем чтобы они от промышленности, от экономики определили, сколько, каких выпускников, по каким специальностям и, может быть, даже по каким предприятиям им нужно. Это не будет называться распределением, но заказ от экономики мы должны получить. Вы знаете, что у нас идет перебор экономистов, юристов (особенно в последние годы) и недобор инженеров, конструкторов, технологов по разным специальностям. В ближайшее время мы ждем от РСПП конкретные предложения. Затем это выльется в контрольные цифры приема и выпуска студентов.
Вы знаете, что демографическая политика у нас сейчас не очень удовлетворительно складывается.
В этом процессе от регионов вы ожидаете
Региональный уровень очень важен. Вообще наше министерство очень плотно работает с регионами. И министр очень часто выезжает в регионы, он человек мобильный.
Как решается проблема закрепления молодых специалистов в инновационной экономике. Министерство образования разработало ряд соответствующих проектов как они будут реализовыватъся в регионах?
Могу сказать, что в национальном проекте есть раздел «Талантливая молодежь». Регионы отбирают талантливую молодежь, от школьников до студентов, на различных олимпиадах, конкурсах и так далее, а представляют сюда уже результаты отбора. И эти молодые ребята, которые показывают
У нас по указу президента есть гранты для талантливой молодежи. В первую очередь это студенты и молодые ученые. Они получают гранты вместе со своими профессорами. Это второе средство закрепления молодежи в науке и в высшем образовании.
Мы разрабатываем федеральную целевую программу, которая называется «Научные кадры». Для чего? Для закрепления молодежи. Что нужно молодежи? Хорошая работа. Жилье. Хорошие преподаватели. Если молодой человек ученый, ему нужно еще и современное оборудование. Мы предусматриваем в этой программе в том числе даже строительство общежитий. Но не в старом понимании, где не по четыре человека в комнате Речь идет о нормальном жилье, где молодой ученый мог бы поселиться даже с супругой. Чтобы он, например, мог бы приехать в тот же Новосибирский государственный университет и там провести курс с вашей профессурой или поработать в СО РАН на уникальном приборе. И жить в нормальных условиях, получать соответствующую зарплату.
Еще одно дело, которое наше министерство сделало вместе с Академией наук. Правительство утвердило постановлением так называемый пилотный проект, где говорится, что в 2008 году молодой ученый РАН будет получать зарплату в тысячу долларов. Первый этап этого пути мы прошли в 2006 году, сейчас начался второй этап. С того времени зарплата, по нашим данным, увеличилась
Владимир Николаевич, какое место,
Вы помните, что два месяца назад на правительстве рассматривался доклад губернатора Виктора Александровича Толоконского о перспективах развития области по всем направлениям, в том числе по образованию и по науке.
СО РАН это флагман науки, причем не только в Новосибирской области. Что касается образования, то область среди 21 региона, которые выиграли конкурс на проект, связанный с реформированием, образования. Мы мониторим сейчас этот процесс по разным областям. Условия были такие, что надо реформировать образование в областях, и бюджету страны для Новосибирской области это стоило 275 миллионов рублей.
Какие результаты на сегодняшний день? Сегодня почти в 33 процентах общеобразовательных учреждений Новосибирской области введена новая система оплаты труда, примерно 35 процентов школ перешли на подушевое финансирование. Мы знаем, что в Новосибирской области и в городе успешно реализуется вопрос, связанный с Единым государственным экзаменом. А это значит, что качество образования проверяется ЕГЭ. Это общее направление, единое для всей страны с 2009 года ЕГЭ становится обязательным для всех.
В Новосибирской области создаются базовые школы. Вы знаете, что в регионах очень много малокомплектных сельских школ. Бывает, что учеников всего несколько, а все предметы ведет один преподаватель: от физкультуры до физики Это не образование, ведь качества нет! Поэтому Новосибирская область создает базовые школы, а подвоз учеников осуществляется на школьном автобусе. Бюджет, с одной стороны, помогает с приобретением этих автобусов, но Новосибирская область покупает их многократно больше за свой счет.
В 2008 году федеральный и региональные бюджеты должны обеспечить школьными автобусами всех школьников. Думаю, Новосибирская область будет на передовых позициях в этом плане. То есть в образовании прогресс в Новосибирске и Новосибирской области есть!
Вы хорошо знаете Новосибирскую область
Я работал