О «планке», амбициях и реальных возможностях

Заметки с постоянно действующего семинара по стратегическому развитию Новосибирской области.

Заметки с постоянно действующего семинара по стратегическому развитию Новосибирской области

Приближается к завершению обсуждение проекта плана стратегического развития области до 2025 года. Состоялся ряд совещаний областного уровня по основным направлениям развития. Проект обсуждался в комитетах областного Совета, прошли депутатские слушания. На очереди сессия областного Совета, которая должна вынести свое решение о судьбе плана.

А на прошлой неделе в областной администрации прошли очередные занятия постоянно действующего семинара, на котором были заслушаны несколько докладов по формированию основных кластеров специализации экономики Новосибирской области на перспективу.

Всего было рассмотрено три кластера: строительный, электротехнического и электроэнергетического машиностроения и транспортно-логистический. Кроме Мирона Ягольницера (строительство), выступили с докладами президент инвестиционной группы «Мамонов» Владимир Мамонов (электротехника и электроэнергетика) и ведущий научный сотрудник ИЭОПП СО РАН Евгений Кибалов (транспорт и логистика).

Каждое из направлений перспективного развития области, безусловно, имеет свое значение и свои особенности.

Строительный

Сейчас разработкой стратегии, говорили ученые, занимаются все регионы. Подчас проекты заранее обречены на неудачу. Новосибирский региональный проект тем и примечателен, что в основе его лежат реальные исходные данные существующей экономики области. Пляшем, так сказать, от печки.

И, понятно, чтобы вообще развивать экономику и идти вперед, нужно строить. Перспективы здесь у нас неплохие, и реальный уровень жилищного строительства, как известно, в области все возрастает. Но есть две вещи, с которыми, по мнению ученых, нельзя не считаться.

Первая: дороговизна строительства будет возрастать, если не решить главной проблемы — строительных материалов. Уже сейчас начинает ощущаться дефицит цемента, железобетонных конструкций, а некоторых видов стройматериалов, таких как стекло, в Сибири вообще не производится. Поэтому уже в ближайшие десять лет нужно в четыре с лишним раза увеличивать производство цемента, в пять раз — ЖБИ.

И вторая проблема. 90 процентов всех строительных организаций области имеют численность около 200 (в зависимости от сезона или заказов) человек. Крупных подрядчиков — единицы. Крупных проектных организаций вообще почти нет. В этих условиях становится проблематична реализация крупных проектов вообще. То, что плохо, допустим, для торговли, где гигантские торговые предприятия создают предпосылки для монополии, в строительстве необходимо, иначе пропадает вообще всякий смысл больших начинаний.

Электротехника

Один из проектируемых кластеров нового технопарка будет связан с силовой энергетикой. Неспроста появилась идея активно развивать это направление в промышленности. Владимир Мамонов продемонстрировал это с цифрами и фактами в руках.

Вся мировая экономика в настоящее время, активно развиваясь, испытывает острую нужду в изделиях электротехнической промышленности. Будущее промышленности — энергетика. Даже компания «Сименс» с ее многомиллиардными оборотами не в состоянии удовлетворить рынок выключателей, рубильников, реле и т. п. Огромные перспективы роста. Часть новосибирских предприятий, принадлежавших оборонному ведомству, потеряли прежние мощности. Но некоторые живы и активно наращивают производство («НЭВЗ-Союз», «Элсиб», «Север», «Сибстанкопривод», «Сибакадеминновация» и др.), возникли новые инжиниринговые структуры типа «Синетик» и «Торнадо», которые работают на стыке науки, производства и монтажа готового оборудования.

Но беда большинства предприятий электро- и энергосферы все та же: малая мощность, неспособность выполнять крупные заказы. И здесь необходима продуманная региональная инвестиционная политика, с тем чтобы поддержать эту отрасль на первых порах, а уж затем она может дать высокую отдачу. Как реальные называются цифры роста в десятки раз.

Транспорт и логистика

Для Новосибирской области — наиболее реальный кластер развития. Сам бог, как говорится, велел. Не наша заслуга в том, что мы находимся на пересечении всех путей в самом центре страны и Азии. Но пока мы мало что имеем от этой выгоды. Территория области используется преимущественно как перевалочный пункт, на котором заказчики и мощные транспортные организации ведут расчет между собой. А мы как бы оказываемся ни при чем.

В то же время, заметил Евгений Кибалов, все мировые переброски продукции и товаров сейчас осуществляются по многоэтапной схеме стыковок. И важно, чтобы продукция не лежала на стыковочных складах и площадках, а активно продвигалась в направлении заказчика.

Транспортно-логистический комплекс, который в ближайшие годы предполагает строить администрация области (естественно, привлекая частных инвесторов) на западном направлении (Чик — Прокудка — Коченево), лишь один из путей создания и формирования мощного кластера. Нужно нацеливаться не отбирать часть доходов у участников транспортных операций, а предложить им такие условия переработки грузов, чтобы они не могли отказаться: в основе лежит экономический расчет.

На взгляд Евгения Кибалова, здесь еще очень мало делается, в частности, в развитии сотрудничества с железной дорогой. Даже большие общеобластные дела и проекты пока крайне слабо учитывают уже имеющиеся возможности железнодорожной сети.

И еще несколько перспективных и интересных наблюдений и предложений. Сейчас Новосибирск представляет из себя некий четырехвекторный транспортный узел: восток — запад, север — юг. Север, по мнению ученого, мы в свое время упустили, основные поставки на Среднюю Обь идут помимо Новосибирска. Южное транспортное направление тоже развито слабо. Ученые предлагают активнее развивать ветку на Казахстан (5-й вектор) и через Алтай на Китай (6-й вектор).

В перспективе, наряду с развитием транспортно-логистического узла, в Новосибирске можно будет развивать логистику в Болотном, Карасуке, Барабинске и т. д. А вместе со строительством дорог и развитием автотранспорта, а затем и международных авиаперевозок, активным использованием водных артерий Сибири наша область имеет все шансы стать одним из крупных транспортно-логистических узлов не только федерального, но и мирового значения.

О главном

Не нужно бояться ставить перед собой амбициозные задачи, говорилось на обсуждении. Нереальные, а проще сказать, фантастические проекты, конечно же, не нужны. Но планку стратегии нужно ставить высоко. Реальные мощности неплохо структурированной, многоотраслевой экономики, которыми обладает наша область, научно-технический потенциал, высокообразованные кадры позволяют рассчитывать на действительно энергичный рост нашего региона.

Поделиться:
Копировать