Груз истории
Ежегодно перед началом школьных занятий на книжный рынок страны поступает более 150 новых учебников и хрестоматий по истории России. Разных авторов, а значит, и разных трактовок событий. И раз так, то в море авторских мнений обязательно отыщется риф для их столкновения.
Эта ситуация уже давно вызывает серьезное беспокойство как в Министерстве образования, так и среди
Иван Кузнецов доктор исторических наук, профессор кафедры общей и отечественной истории НГУ знает на собственном опыте, что значит написать учебник. Он и ученый, и исследователь, и вузовский преподаватель, и специалист по проблеме школьного преподавания истории, имеющий опыт написания школьных учебников. Еще в 1997 году совместно с коллегой он выпустил учебник «История России с 1917 года до современности» первый учебник, изданный в провинции. Затем последовала серия учебных пособий «Постигая историю Отечества» в трех выпусках. Понятно, что на обсуждаемую проблему у него имеется своя точка зрения. Предлагаем вашему вниманию его ответы на вопросы корреспондента «ВН».
Родом из Октября
За всю историю России власть уделяет такое внимание школьным учебникам второй раз. Первый это, конечно же, сталинские времена, середина
С середины
Школа имела совершенно эксклюзивное значение, была важнейшим каналом информации, образования, воспитания. Да и учителя нередко попадались с восемью классами образования. Прослеживалась такая тенденция: формирование исторических знаний, традиций зависело от школы, а постановка этого дела зависела от учебника. И была поставлена цель дать популярный четкий учебник. Что и было сделано.
Распределение ролей
Но что бы ни происходило сейчас, история
Очень спорный вопрос, откуда ребенок получает больше знаний и понятий: из школы, из семьи, из СМИ, из Интернета? Да и преподают люди более образованные, которые много что знают, помимо текстов учебников. Получается, что школьное образование, и, соответственно, учебник, вообще не играет ключевой роли. Сама реальная жизнь, политика гораздо сильнее влияет на сознание людей: она недостаточно патриотична, слабо выражает интересы страны, основных слоев населения. Вот что формирует настроение молодежи гораздо сильнее, чем все учебники вместе взятые.
Когда люди видят, что вряд ли возможно получить бесплатное образование или купить квартиру в обозримом будущем, ясно, что хочется почесать затылок и задуматься: стоит ли такое государство защищать?
Не до жиру, быть бы живу
Чтобы избавиться от всех нареканий и безболезненно разрешить эту проблему, нужно
Первоочередной в этой ситуации должна стать задача
Из этой проблемы вытекает еще одна, связанная с местом гуманитарного образования в школе вообще. Сегодня оно пятое колесо в телеге. Школа подчинена
Поэтому нужен комплекс, который должен включать обычный учебник, толстый, с достаточным количеством материала, затем сокращенный, сжатый учебник, который содержит основной набор фактов в соответствии с программой ЕГЭ (минимальный уровень, ниже которого опускаться нельзя), и методическое издание, система вопросов и заданий. Думаю, это даст свой положительный эффект.
На вкус и цвет
С одной стороны, масса изданий по истории явление позитивное. Если раньше была полная монополия очень узкого круга людей, которые могли писать, то сейчас подключаются разные авторы, не менее образованные. Эта ситуация здорового плюрализма, а любая монополия ведет к застою.
Здоровая альтернативность в этом деле, безусловно, нужна,
Поднявшаяся волна возмущений это реакция на чрезмерное засилье разнообразных изданий, которое осложняло жизнь педагогам. И, как это часто бывает, люди качнулись в прямо противоположную сторону: решили свести все на нет. Такое разнообразие будет и должно быть. А самым идеальным могла бы стать разработка учебника московскими и региональными историками. Тогда бы появилась возможность читать и выбирать наиболее приемлемый вариант.