Объехать всю страну без копейки в кармане

Чтобы посмотреть на окружающий ми, достаточно надеть желтую майку, выйти на трассу и вытянуть правую руку с поднятым большим пальцем — и мир распахнется перед вами.

Дорога не без добрых людей

Чтобы посмотреть на окружающий мир, совсем не обязательно штурмовать туристические агентства в поисках дешевой «горящей путевки», достаточно надеть желтую майку, выйти на гудящую от потока дальнобойных грузовозов трассу и вытянуть правую руку с поднятым большим пальцем — и мир распахнется перед вами. По крайней мере, так утверждает новосибирский автостопщик Семен Родигин, намотавший в кабинах КамАЗов и легковушек почти 120 тысяч километров.

Путешествие длиною в пять лет

Чтобы остановить машину, автостопщик готов на всё — шутка

Автостоп — дело, конечно, увлекательно-романтичное, денежно незатратное, но требующее к себе особого подхода — это вам не «зеленоглазое такси» на дороге тормозить. Тут нужно и навыками коммуникабельности владеть (какой же водитель тебя к себе в кабину подсадит, если ты свежих анекдотов не знаешь?), и определенной долей смелости — автостопщики «работают» на трассе и в ночное время. А еще необходимо быть неисправимым романтиком, для которых гудение мотора — лучшая музыка, а дорожное полотно — увлекательная кинолента…

— Я автостопом еще в студенческие годы увлекался, — рассказывает Семен, недавно вернувшийся из «автомобильного круиза» по степям Казахстана. — Романтик был неисправимый со школьной скамьи — в детстве было любимым развлечением сесть на любую электричку и доехать до конечной станции. Помню свой первый опыт автостопа: вышел я на федеральную трассу, которая на Кузбасс идет, и три часа стоял, с грустью наблюдая, как мимо меня со свистом грузовики да легковушки пролетают… Никто тогда не остановился.

Но первый печальный опыт не остановил настырно-романтичного Семена: через Интернет он вышел на российский клуб любителей автостопа, вызнал все секреты и хитрости и отправился в свое путешествие, которое тянется вот уже без малого пять лет. Куда только не приводили дороги неугомонного автостопщика: в Риме, правда, еще не был, но всю Западную Европу объездил. А вот в этом году решил ударить автопробегом по странам очень ближнего зарубежья — Казахстану, Узбекистану и Таджикистану: проехал одиннадцать тысяч километров, прошел сквозь «строй» шестнадцати таможен, пересек восемь границ и поменял восемьдесят водителей.

Кодекс автостопа

в таком долгом путешествии неизбежны новые знакомства…

Всех автостопщиков объединяет своеобразный «свод законов». Первое правило — оранжевая или желтая одежда, которая на подсознательном уровне настраивает водителей на позитивную волну и концентрирует внимание на одинокой фигуре, голосующей около обочины. Второе — у того, кто занимается автостопом, должен быть хорошо подвешен язык, а мозг «натренирован» на интересные истории из серии «а вот у меня случай был». Третье — тот, кто передвигается по дорогам бесплатно, должен быть хорошо воспитан: никаких заявлений в кабине «а можно, я покурю» и выражений с использованием «очень русского языка» — автостопщик всегда корректен, вежлив и по возможности образован. И четвертое, самое главное — автостопщик немножко всегда психолог, умеющий «прогибаться» под настроение того, кто за рулем.

— Водители ведь разные бывают, — делится своими наблюдениями Семен. — Один берет себе в кабину голосующего ночью, чтобы не уснуть за рулем, поэтому, будь добр, развлекай водителя забавными случаями или анекдотами. Другому просто скучно и нужен собеседник. Третий хочет излить кому-то душу — по принципу случайного попутчика в вагонном купе…

На трассе, ведущей в сердце Казахстана Астану, Семена и его подругу подобрал суровый «водила». Как только ребята залезли в кабину и попытались завязать с ним непринужденную беседу о дорогах и погоде, строго осадил попутчиков: «Не трещите. Я думаю». Вперился глазами в дорожную ленту и многозначительно молчал все три часа. Потом оказалось: решал в уме, чтобы не уснуть, сложную шахматную задачку. А один, на долгом перегоне через пески Каракумов, без умолку рассказывал о своей неудачной женитьбе — видимо, так допекла его жена, что он не замолкал всю дорогу.

— И тут главное — схватить настроение водителя и попытаться настроиться на одну с ним волну, — улыбается «хитрый» автостопщик. — Тогда, если войдешь к нему в доверие, могут и еду какую-нибудь нехитрую предложить. Это считается высшим профессионализмом у нас, автостопщиков, если твой водитель предлагает разделить с ним трапезу.

А иногда водители предлагают своим «дорожным зайцам» не только еду, но и кое-что покрепче… В Узбекистане ребята страха натерпелись, когда небритый дальнобойщик предложил попутчикам стакан водки: мол, сообразим на троих, а то я прошлую ночь глаз не сомкнул — расслабиться надо. Жахнул стакан «беленькой», а потом, вцепившись в баранку, пел русские народные песни. Пришлось испуганным автостопщикам дальнобойщику подпевать — кодекс есть кодекс…

В Азии водители добрее

… и новые впечатления

Как рассказал Семен, в дружественных нам азиатских странах очень добрые водители — и пяти минут не нужно на трассе с вытянутой рукой стоять, обязательно кто-нибудь да подберет. Там даже выбор был — на каком транспорте дорогу покорять: на легковушке или «тяжеловозе»?

— У русских водителей характер суровый, — делится наблюдениями Родигин. — Они, кстати, и к самому явлению автостопа с некоторой опаской относятся: мол, возьмешь кого-нибудь на борт, потом проблему с криминальным душком получишь. У них всегда в кабине на видном месте монтировка угрожающего вида лежит — не влезай, убьет. А азиаты — душевные и очень хлебосольные. Мы когда в Таджикистане были, так один водитель специально завез нас в свой родной аул, чтобы ужином накормить.

Кстати, когда Семен планировал свое автопутешествие, знакомые и родные предупредили его: не езди в Таджикистан, там каждый второй наркоторговец и отъявленный русофоб…

— Ничего подобного! — горячится мой собеседник. — Там люди живут бедно, но хлебосольно и гостеприимно. И к русским с большим уважением относятся. Когда водители узнавали, что мы из Сибири, сразу вытаскивали свой провиант и пытались накормить. И все время сокрушались: что же наши государства так раздружились-то? И винили во всем телевизор: мол, вся зараза, которая народы между собой ссорит, из голубого экрана ползет…

От Москвы до Владивостока

Вообще, как утверждает Семен, автостоп — это уникальный способ посмотреть мир и узнать больше людей, не имея в кармане денежного «пресса». Главное, положить в рюкзак палатку со спальником и побольше сухого провианта — тушенку да сухофрукты, которые могут и голод утолить, и энергией подзарядить. Неплохо, конечно, иметь в кармане тысячу-другую на непредвиденные расходы, но высший пилотаж — проехать по стране без копейки денег.

-Недавно наш российский клуб автостопщиков проводил фестиваль-соревнование, — вспоминает Семен. — Нужно было выехать из Москвы и добраться до Владивостока без копейки денег. Настоящий автостопщик — человек честный, и для него важнее соблюсти все правила игры, чем выиграть ее.

Тридцать участников ударили по российскому бездорожью автопробегом: отмечались на главпочтамтах всех крупных городов — мол, я уже здесь. А организаторы соревнования помечали в интернет-картах путь следования каждого участника. Одного, правда, сняли с марафона: парень решил схитрить и передвигался по стране с помощью не бесплатных автомобильных колес, а зайцем на электричках. За этот промах его исключили из славных рядов российских автостопщиков.

— Сейчас я на работу вышел, — вздыхает Семен, который по совместительству работает учителем информатики в школе. — Поэтому автостоп пришлось отложить до осенних каникул. Осенью собираюсь двинуть на Алтай, а оттуда в Монголию. Говорят, там прекрасные пейзажные виды, дороги славные и люди добрые. Проверим…

Поделиться:
Копировать