11-й район

11-й район
Фото с сайта ngs.ru
Официально в Новосибирске — десять районов. Но к городу вплотную примыкает, опоясывая его кольцом, ещё один — Новосибирский сельский. И его жители испытывают транспортные проблемы.

Официально в Новосибирске — десять районов. Но к городу вплотную примыкает, опоясывая его кольцом, ещё один — Новосибирский сельский район. И его жители испытывают транспортные проблемы. Как их решить?

Фото с сайта ngs.ru

На сайте нашей мэрии есть раздел «Инвестиционный паспорт города Новосибирска». Сегодня он не заполнен. Попробуем в этом помочь. В прошлом году в статье «Колесо и деньги» («ВН» от 9, 16 и 23 ноября) я приводил слова вице-президента Новосибирской торгово-промышленной палаты экономиста Юрия Воронова: «Во всем мире дешевый транспорт внутри города -это решение проблем безработицы, а вовсе не транспорта». И это понятно: работодатель должен закладывать в зарплату стоимость проезда на работу и обратно. И инвестор, при прочих равных условиях, естественно, выберет город с более дешёвым проездом.

Новосибирск — уже давно мегаполис с огромной потребностью в рабочей силе, и жители окрестных городов и посёлков в большинстве своём работают в Новосибирске. Что для города довольно удобно: социальная инфраструктура достаётся области, а рабочие руки — городу. Например, 70% работоспособного населения Новосибирского сельского района. А всего в районе живут 117 тысяч человек. При этом областная больница — в Новосибирске, районная администрация — в Новосибирске, районная муниципальная больница, паспортный стол, отдел ГИБДД и отдел соцзащиты — в Краснообске и т.д. Так что жить в изоляции от города жителям нашего сельского района очень трудно. Я уже не говорю о том, что в районе расположено большинство дач жителей Новосибирска, где проводят лето пенсионеры и дети.

Своего транспорта в районе нет, жители города и района пользуются электричками и примерно тысячей автобусов и «газелей» городской и областной прописки. На режим работы электричек нареканий нет, но они покрывают достаточно узкие коридоры территории, остальное — автобусы. Городские автобусы делятся на муниципальные и частные, областные — все частные. Если не считать нескольких малых сёл, расположенных в 3–4 км от трассы, маршрутная сеть охватывает весь район.

При этом, поскольку наш 11-й район опоясывает город кольцом, большинство маршрутов — радиальные или сквозные. К чему это приводит? По городским улицам ездят автобусы и городского, и областного подчинения. Берут пассажиров, занимают проезжую часть дороги. И если в городе маршруты распределяются между частными перевозчиками по конкурсу, то областные перевозчики, которые ездят по тем же улицам, в этих конкурсах не участвуют. И возникают забавные вещи: если разрешено всего 13 автобусов на маршруте N 202 Мочище — Краснообск через город, то там ходит 20. По N 203 Краснообск — Каменка: 13 разрешено, а ходит 30. Для городских перевозчиков — прямая конкуренция, а для жителей района — удобное расписание — через 10–15 минут.

Есть такое решение: разделить городские и пригородные перевозки, то есть горожане доезжают до границы города и пересаживаются на пригородный транспорт, а сельчане — наоборот. С точки зрения транспортной теории, может быть, и разумно, но для жителей — удорожание проезда вдвое-втрое, не считая пересадок, то есть времени и сил.

Коммерческие тарифы сложились в результате конкуренции, расписание работы — тоже: после восьми вечера автобусов практически не бывает. Муниципальные тарифы удерживаются искусственно: 8 рублей, хотя реальная себестоимость поездки уже давно в среднем 10 рублей (у троллейбусов — ниже, у автобусов и трамваев — выше). Способов субсидирования тарифов (дешёвый транспорт = занятость!) в городе пока не придумали, и муниципальный транспорт работает в убыток. Но кто ж вам даст повышать тарифы в год выборов!? Поэтому транспортные предприятия банкротят, число транспортных единиц продолжает сокращаться, закрываются целые маршруты.

К чему это приводит? Вот, например, 4 апреля закрыли 26-й маршрут Краснообск — ст. метро «Студенческая». Оставили частные маршруты. Их вроде бы много: 1264, 202, 203 и т.д. Для работающих небольшое увеличение расходов не принципиально, важнее на работу не опоздать, хотя лишние 100–200 рублей — тоже деньги. Но пенсионеров по бумажным проездным, которые выдают в области, не возят! Рассказывает жительница Краснообска: «Убрали 26-й автобус, это был муниципальный автобус, сейчас только частные возят в город. Если поехать в театр, то обратно будешь возвращаться на такси за 100–150 рублей. Такой большой посёлок, а с городом он муниципальным транспортом не связан! Убрали в пользу какого-то чиновника. Звонили в управление транспортом — убрали, и всё! И никто ничего не объясняет. Муниципальные ходили до определённого времени, до пол-одиннадцатого последние, можно было в театр съездить. А коммерческие — 203-й в семь часов заканчивает работу, 1264-й — в восемь. Они частники, они как хотят, так себя и ведут! А мы как дураки, платим и платим без конца и без края! Зайдёшь в автобус — выгоняют, издеваются. В одном автобусе, 1264-м, прописку требуют — я спросила: а справку от гинеколога вам не надо? Ну кондукторша пожала плечами: когда, говорит, потребуется, попросим».

Частного перевозчика тоже можно понять. Вот что говорит Николай Самойлов, директор группы компаний ПАТП, которой принадлежит большая часть машин, обслуживающих 1264-й маршрут: «Как только город прекратил продажу бумажного социального проездного билета, и эти проездные остались только в Новосибирском сельском районе, тут же достаточно умные люди, в первую очередь, конечно, студенты, и сделали подделки, которые отличить невозможно, особенно, если она лежит в документах, в полиэтиленовой упаковке. В некоторые дни количество льготников у нас вдруг стало доходить до двух третей всех пассажиров! И по всему маршруту, не только на Новосибирском сельском. Наши кондуктора и водители сразу сказали, что просто какое-то колоссальное количество льготников возникло! Есть честные пассажиры, которые купили нормальный социальный билет, а есть пассажиры, которые подделали. Тем более что отнять этот проездной ни водитель, ни кондуктор не имеют права. Это может только контрольно-ревизионная служба, которой отследить эти нарушения крайне сложно».

После обращений главы Краснообской администрации Д. Леймана, депутата облсовета В. Нестяка, совета ветеранов прошёл ряд совещаний, перед высаженными из автобусов ветеранами обещали извиниться, договориться с частными перевозчиками о провозе льготных пассажиров, а с 1 июля ввести в оборот социальную карту, как у новосибирцев. Перед ветеранами извинились, хотя не все, частные перевозчики продолжали регулярно высаживать льготников, социальную карту в оборот не ввели.

Самойлову пришлось дополнительно защитить проездные билеты голограммами, за счёт чего острота проблемы несколько снизилась. Ещё одна жительница Краснообска: «Ну что я могу сказать? Мучаемся, пенсионеры. Когда не было вот этой голограммы, нас просто выгоняли с автобуса. Как понять? Билет берём, ещё и 8 рублей плати! Не заплатишь — выгоняют просто! Мы хотим, чтобы нам социальную проездную карту дали! Как у городских!»

Перевозчик тоже заинтересован во введении соцкарты. Предприятие Самойлова первым в городе стало возить пенсионеров по электронным проездным: «Поверьте, мы вздохнули, потому что сейчас можно строить совершенно чёткие схемы по учёту перевозки льготников. Данные мы получаем ежедневно с точностью до человека. Никаких споров на этот счёт у нас сейчас не возникает. И, наоборот, у нас очень много споров и разговоров, и невозможность учесть правильно по бумажным проездным! Я не могу понять, что мешает ввести электронные проездные для Новосибирского сельского района, — я говорю о своей проблеме. И пользуясь возможностью, я бы хотел обратиться к Виктору Александровичу Толоконскому: всё-таки решить вопрос по выдаче социальных электронных билетов именно для пригородной зоны! С тем чтобы бумажные проездные исчезли вообще в принципе».

О состоянии дел на сегодня говорит председатель совета ветеранов Краснообска Надежда Воронова: «В этом году единственный 26-й маршрут, который связывал посёлок Краснообск с городом — я имею в виду центральную часть города, метро, — отменили. И пообещали, что будут возить пенсионеров и льготников всех категорий на маршруте N 1264. Вообще получилось, что городок с населением более 17 тысяч человек оказался отрезанным, выехать в город практически невозможно, только коммерческим транспортом. Исходя из этого, мы обратились с письмом к Виктору Александровичу Толоконскому, за которого мы голосовали, за которого мы агитировали людей, с просьбой разрешить как-то эту проблему. Получили ответ, что будут введены два новых маршрута льготных, 61-й и 221-й, и что есть договорённость, что 1264-й будет возить льготников по бумажным проездным билетам. А с 1 июля льготникам, возможно, будет выдана единая социальная транспортная карта. Ну вот сегодня, 27 июля, мы с вами сидим беседуем, пока никаких транспортных карт нам никто не выдал. Сегодня я ехала на маршруте N 1264, и меня кондуктор уже предупредила, что с 1 августа они нас возить не будут, льготников, проживающих в сельской местности. Как-то бы хотелось разрешить эту проблему, потому что иногда просто неудобно ехать, когда едет участник Великой Отечественной войны, и его высаживают из автобуса. Очень некрасиво.

Поэтому мы будем повторно, наверное, обращаться к Виктору Александровичу с просьбой решить эту проблему».

По ходу беседы Надежда Леонидовна прервалась для разговора по сотовому, потом объяснила, что есть пенсионерка, ветеран тыла, с пенсией в 1600 рублей, которой надо делать операцию по замене хрусталика, на это требуется 6 тыс. руб., и она разговаривала со спонсором. На мою реплику, что 1600 руб.- это не пенсия, а издевательство, Воронова сказала, что из четырех тысяч пенсионеров Краснообска примерно у тысячи пенсии такие же или ещё меньше. Это я к вопросу о социальных картах, господа власть имущие! Если не можете нормальные пенсии установить.

И к вопросу о равенстве возможностей сельских и городских жителей. Хотя бы в 11-м районе города. Есть ещё и другие проблемы взаимоотношений Новосибирска с Новосибирским районом, но об этом мы поговорим в другой раз.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать