К нам едет «Ревизор» и… поёт

В Новосибирском театре оперы и балета мировая премьера оперы «Ревизор». Это плод фантазии режиссера, народного артиста России Михаила Левитина, художника Василия Валериуса и соавторов либретто композитора Владимира Дашкевича и барда всех времен и народов Юлия Кима.

В Новосибирском театре оперы и балета — мировая премьера оперы Владимира Дашкевича «Ревизор»

Этой постановкой НГАТОиБ закрывает свой 62-й театральный сезон. Опера «Ревизор» — плод фантазии четырех профессионалов, единомышленников и просто хороших друзей: режиссера, народного артиста России Михаила Левитина, художника Василия Валериуса и соавторов либретто композитора Владимира Дашкевича и барда всех времен и народов Юлия Кима.

Постановочная группа оперы «Ревизор» с директором театра Борисом Мездричем

О своем совместном «детище» каждый из них говорит с неприкрытой нежностью, хотя и называют данный проект весьма рискованным мероприятием. Как язвительно заметил режиссер Михаил Левитин, в новосибирском театре даже технички во время репетиций шептали, мол, это не опера, а мюзикл какой-то…

Напомним, что премьера спектакля «Ревизор» по пьесе Николая Гоголя состоялась в апреле 1836 года на сцене Александринского театра. С тех пор «Ревизора» ставили практически все театральные труппы России, шел спектакль и в музыкальных театрах страны. А вот опера на тему «К нам едет ревизор» была написана впервые в 2006 году автором музыки к кинофильмам «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», «Собачье сердце» и «Зимняя вишня» композитором Владимиром Дашкевичем.

По словам композитора, который приехал в Новосибирск за два дня до премьеры, чтобы лишний раз не волноваться по поводу того, что получилось, а что не совсем, одной из причин его обращения к «Ревизору» стало стечение нескольких обстоятельств. Сначала легендарный Борис Покровский натолкнул его на мысль написать оперу «Ревизор» для Камерного театра, потом Сергей Арцибашев из театра им. Маяковского пригласил его работать над спектаклем «Мертвые души». Это «погружение в Гоголя» и привело композитора к выводу, что «Ревизор» — пьеса непрочитанная.

Как признался соавтор либретто оперы Юлий Ким, он уже давно приспособился превращать чужие сочинения в либретто для музыкальных постановок. Поэтому, когда друг с тридцатилетним стажем Владимир Дашкевич предложил ему взяться за «Ревизора», он согласился не раздумывая. Года полтора ушло у Кима на написание либретто. Четыре варианта будущей оперы просто «улетели» в корзину за несоответствие. Не давался «Ревизор» напору автора уложить его в оперную форму. В этот момент появился Дашкевич, и «покатились» эпизоды. Маэстро выдавал их другу на аудиокассетах в собственном вокальном изложении с текстом собственного сочинения. Он называл их «рыбой». Вот из этой самой «рыбы» Ким и Дашкевич впоследствии приготовили вкуснейшее «блюдо», которым и угощают сейчас новосибирских гурманов.

Режиссер-постановщик спектакля Михаил Левитин никогда не хотел ставить «Ревизора», потому что, по его мнению, эта пьеса слишком «засижена» театрами. Но что ни сделаешь для друга. Над оперным спектаклем режиссер работал впервые и говорит, что очень устал, но результатом доволен.

По словам режиссера, в Новосибирском оперном театре он, к своему немалому удивлению, обнаружил не только поющую, но и играющую оперную труппу. Он так прямо и заявил директору театра Борису Мездричу: «Те, кто просто поют, у меня в спектакле играть не будут». Борис Михайлович вспоминает, что на репетициях Левитин делал солистам такие замечания: «Не будь со своим голосом, будь с партнером». В результате накануне премьеры режиссер, рассказывая о проделанной работе, с удовольствием заметил: «Ваши певцы играют так, что МХАТ отдыхает». Художник-постановщик спектакля Василий Валериус во время работы над «Ревизором» сделал крайне рискованную попытку создать пространство, активно взаимодействующее с музыкальной тканью и, если сильно повезет, достичь художественного синтеза звука и изображения, чтобы сценография стала как бы еще одним инструментом в оркестре. Кстати, об оркестре, вернее, о его дирижере, который в спектакле исполняет роль… Гоголя. Андрей Семёнов — человек универсальный. Он и дирижер, и композитор, и актер. Старшие товарищи по постановочной группе отзываются о нем, как об уникальном специалисте в области музыки, находящейся «на стыке жанров». Именно поэтому он был приглашен в Новосибирск для участия в постановке оперы «Ревизор».

Сколь удачно сложится сценическая жизнь оперы «Ревизор», покажет время, а пока новосибирскую публику ждет яркое зрелище, которое совершенно точно никого из сидящих в зале не оставит равнодушным.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать