В Новосибирске вышла в свет книга об одном из главных авторов проекта оперного театра
60-летие Новосибирского
Чтобы написать эту книгу, Владимиру Пивкину пришлось отыскать родственников известного архитектора, поработать с материалами уголовных дел, находящихся в архивах ФСБ Москвы и Новосибирска.
Имя Бардта мне знакомо со студенческих лет, рассказывает Владимир Матвеевич, когда о нем особо не говорили. Мой тесть Фридкин работал в годы, когда у него на глазах происходило строительство оперного театра. Мне он рассказывал, как арестовывали в Новосибирске Бардта. Когда я поднял архивы КГБ, то его описания совпали с документами. Я убедился, что этим воспоминаниям можно доверять.
Так кто же такой был Траугот Яковлевич Бардт? Как он попал в Новосибирск и какой след оставил в нашем городе?
Мастер театрального зодчества
Траугот Бардт родился в немецкой семье учителя в Петербурге. Его отец преподавал в русских гимназиях. Траугот с детства был очень музыкальным ребенком, хорошо играл на фортепиано, пел в церковном хоре. Сведений, почему он выбрал профессию архитектора, не сохранилось.
В 1896 году Бардт поступает в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Петербурге. После его окончания он перебирается на постоянное местожительство в Москву, где его ждала красавица невеста («с косой толщиной с кулак и длиной ниже колен«) Августа Земель. Вскоре у них родился сын Оскар, а через три года дочь Эрна.
Еще будучи студентом, Траугот Яковлевич начал создавать проекты для Москвы. Он перестроил фасад старинного лютеранского храма Святого Михаила и пристроил трехэтажный гимнастический зал к училищу при этой церкви. Его жизнь была связана с этим храмом: он являлся членом церковного совета, пел в церковном хоре, принимал участие в работе немецкого культурного общества. Бардт строил особняки, дачи, большие жилые дома. В 1911 году разработал проект с круглым амфитеатральным залом для Сочи. Перестроил Большой зал Петербургской консерватории в Оперный. Все это упрочило его славу как признанного мастера театрального зодчества. Имя Траугота Яковлевича Бардта вошло в справочник по случаю
Первая мировая война принесла горе в его семью. Сильно простудившись, умерла жена. Чтобы поднять на ноги детей, он вынужден бы жениться на другой женщине
«Они замахнулись на нечто космическое«
Фото из альбома
20-е годы
Авторами эскизного проекта были: архитектор Бардт, художник Курилко и архитектор Гринберг, а макет к нему сделал сын Бардта Оскар. Создание Дома науки и культуры стало делом жизни Траугота Яковлевича. Многие недоумевают: почему Бардт, опытный строитель театральных зданий, не стал заниматься архитектурой ДНиК, а увлекся механизацией театра, возможностями его трансформации. Видимо, для него это было безумно интересно. Как пишет в своей книге Владимир Пивкин, «Курилко и Бардт предложили модель мультимедийного пространства, когда зритель находился внутри
На презентации книги Владимир Пивкин рассказывал, что в Париже ему и Сергею Баландину показали Театр Жана Вилара. Они были восхищены пятью вариантами трансформации зрительного зала. На что им ответили: «Это всё взято из архитектуры
15 мая 1931 года проект был утвержден, и 22 мая состоялась торжественная закладка «первого цеха Дома науки и культуры на Красной площади (бывшей Базарной)».
Шедевры строительного искусства
Купол для Дома науки и культуры разработал Пастернак. Расчеты производил Матэри. Конструкция получилась уникальная тонкостенная сплошная оболочка из железобетона диаметром 60 метров, по площади 3600 квадратных метров, по толщине рабочей конструкции восемь сантиметров. Владимир Матвеевич Пивкин уверен, что даже сейчас, с современными технологиями, вряд ли кто возьмется в таком варианте сделать купол. Большой проблемой было, как установить фермы для опалубки купола. Московские строительные организации разрабатывать технологию возведения купола отказались. За работу взялся выпускник Томского технологического института Сергей Полыганин. После успешного окончания постройки купола еще по временным лесам он взошел туда со своими двумя маленькими дочерьми, гордясь сделанным и показывая им с высоты 40 метров панораму города. Силуэт купола он в последний раз увидит из окна «воронка» в 1937 году.
Фашистский шпион
Ровно за неделю до распалубки купола, в ночь с 4 на 5 мая 1934 года, Траугота Бардта арестовали, предъявив ему обвинение как «активному участнику контрреволюционной фашистской организации». Он отлично подходил на эту «роль» его братья и сестры после революции эмигрировали в Германию.
Приговор оказался не столь суровым: «заключить в исправтрудлагерь сроком на пять лет с заменой высылкой в Новосибирск на тот же срок». Скорее всего, Новосибирск он выбрал сам, чтобы быть поближе к своему детищу.
Крах мечты, или Идея опередила время
Но Новосибирску архитектор Траугот Бардт был уже не нужен, как не нужен и сам Дом науки и культуры. В конце 1935 года строительство «полузаконсервировали»,
Считалось, что строительство Новосибирского оперного театра было начато с явно вредительскими целями, чтобы заморозить государственные средства на объекте, тем самым вызвав недовольство трудящихся и антисоветскую агитацию.
Но жизнь продолжалась. Лишившись своей главной мечты, Траугот Бардт вынужден
Снова арест
Этого было не избежать. Бардта арестовали а феврале 1938 года, объявив его главным организатором и руководителем
Владимир Пивкин предлагает в память об авторах этого уникального памятника архитектуры на здании Театра оперы и балета установить бронзовую мемориальную доску.
«Призрак за Оперой»
Так называется одна из глав книги архитектора Пивкина. Общественность Новосибирска в последнее время взбудоражена слухами о начале строительства за оперным театром
Даже на эскизе видно, как ломаются исторически сложившиеся архитектурные пропорции всей площади Ленина. Уверяю вас, «в камне« получится еще хуже
Монолитные безликие монстры будут подпирать наш оперный сзади, а с фасада, до самых дверей в храм, будут тянуться торговые ряды, чтобы будущий зритель и по дороге в храм искусства не терял времени даром, а покупал, покупал, покупал
Можно ли такое представить у зданий