Его творчество началось с отцовского зубила и камня во дворе отчего дома
Фото Сергея ПЕРМИНА
Когда хочешь встретиться с интересным и известным в городе человеком, повод для будущего разговора всплывает сам собой: у того, кто погружен с головой в атмосферу творчества и созидания, жизнь кипит, как «паровой котел» что ни день, то событие. Вот и для встречи с нашим знаменитым скульптором Арамом Григоряном информационный повод тут же нашелся: на днях Арам Владимирович вернулся из Москвы, где патриарх «больших и малых скульптурных форм» Зураб Церетели вручил ему почетный значок
Сегодня в его мастерской особая атмосфера взволнованной радости и «девятибалльного» эмоционального всплеска. И сам скульптор не в обычном рабочем белом халате, с измазанными глиной руками, а в строгом
Я до сих пор не могу поверить, что это со мной случилось! Арам Владимирович весь на эмоциях. Обычный академический возраст лет шестьдесят, а мне еще и пятидесяти нет
Знаете, когда после награждения наши убеленные сединами
«Не выделяться» у Арама Владимировича получается очень плохо: вся его творческая жизнь сплошная череда ярких образов и необычных проектов. Один только его монумент, посвященный павшим на алтаре науки лабораторным мышкам, чего стоит Скажем по секрету, что мы, «вечеркинцы», к этой милой жертве научных экспериментов очень нежно относимся: Арам Владимирович даже в таких «малых формах» не позволяет себе «звездной халтуры».
Ленин в камне
Как честно нам признался Арам Владимирович, в знойном своем ереванском детстве художественных школ, где начинающих талантов обучают азам живописи и скульптуры, он не посещал. Рисовал на спор за десять минут портреты своих одноклассников и делал «фотографические» копии в карандаше тогдашних
У нас в Ереване во дворах много разных каменных глыб лежало без дела, вспоминает мастер.
Родня Арама, увидев каменного Ленина, только руками всплеснула талант, явный талант! И тогда отец, как глава клана Григорянов, собрал все рисунки своего старшего сына и отнес в Ереванский художественный институт: возьмете моего мальчика после школы к себе? Преподаватели тогда только языками поцокали рисунки, конечно, самобытны и талантливы, но сначала нужно пройти школу художественного училища. Мол, образовательный порядок у нас такой.
В училище я все вступительные экзамены сдавал за пятнадцать минут, смеется рассказчик. К примеру, на рисунок с натуры отводилось четыре часа работы, мой же набросок экзаменаторы буквально забирали силой через десять минут: хватит, говорили, и так уже видим, что пятерка тебе обеспечена.
А после окончания художественного училища была Москва и учеба в художественном институте имени Сурикова у гениального скульптора Льва Кербеля. И мощная творческая подпитка в Театре на Таганке туда Арам Григорян с компанией будущих художников ходил на все спектакли. Притихшая ватага развеселых студентов «оккупировала» каждый вечер бесплатную «галерку» и уносилась в творческие дали на «крыльях» гениального Любимова
Меня приглашали после окончания института в Питер продолжить образование в аспирантуре, говорит Григорян. Но тут моя мама написала мне письмо: сын, ты у нас в семье самый старший, пора начать тебе зарабатывать деньги. Так я в Новосибирске по распределению и оказался.
Благодарность матери
Надо сказать, что столица Сибири приняла пока неизвестного скульптора Григоряна весьма тепло: исполком тут же выхлопотал начинающему мастеру уютную мастерскую в только что отстроенном доме и предложил поработать с учеными из Академгородка: мол, нашу великую «сибирскую шеренгу» нужно срочно зафиксировать в каменном виде.
Помню, приехал я в президиум СО РАН, как говорится, на натуру, продолжает поэтапно отслеживать свой творческий путь Арам Владимирович. И сразу мне приглянулся академик Трофимук хорошее такое лицо, лепное. Я ему и предлагаю: а давайте я ваш бюст вылеплю? А он как крикнет: «Да вы что, я еще не умер!» Объясняю ему, что все это пережитки прошлого, когда скульпторы ваяли лишь знаменитостей, которые нас покинули. Историю и людей, которые ее делали и делают, нужно фиксировать здесь и сейчас. Так я и начал свою большую работу под названием «Ученые Сибири». Трудно сказать, кого я только не вылепил. Пожалуй, только Мешалкина, и то потому, что он мне шепнул: «Арамик, мой бюст уже сделали».
А как-то
Я им тогда заявил: «Боже, какие деньги? волнуется, вспоминая те события, Арам Владимирович. От вас только фотографии мальчиков и грузовик глины »
Через месяц в мастерской скульптора появилась миловидная молодая женщина. Не обращая внимания на журналистов, которые делали свои репортажи (впервые, в Новосибирске, будет установлен памятник Демакову и Шорнику!), смотрела в глаза застывших мальчиков, а потом подбежала к Григоряну и поцеловала его испачканные глиной руки «Боже, вы настоящий мастер! У него даже затылок, как у моего сына!»
Это оказалась мама Демакова, вздыхает мастер. Я даже представить себе не мог, когда работал, что у этих ребят такие молодые мамы Я до сих пор вспоминаю слова этой юной женщины, и они для меня были и остаются самой высокой наградой
С историей нужно обращаться бережно
Трудно перечислить, что за эти десятилетия изваял скульптор в своей мастерской, полет фантазии у Арама Владимировича безбрежный; как он сам говорит: «Я пытаюсь каждый день отразить сложный и богатый событиями окружающий мир и раскрыть духовную жизнь своих современников». В шеренге замечательных людей «рассчитываются
На сегодняшний день моя любимица тонконогая девочка, которая олицетворяет Сибирь. Мастер теплым взглядом ласкает девочку на шаре, которая победила в конкурсе «Моя Сибирь». Она задолго до этого конкурса уже получила свою золотую медаль на Всероссийской выставке, но боюсь, что так она и не получит своего постоянного места прописки на площади Калинина Нет у меня взаимопонимания с некоторыми городскими чиновниками, которые постоянно обвиняют меня во вех смертных грехах: мол, Григорян только за деньги работает. Сил уже нет воевать
У творческого человека всегда были и будут проблемы с властью вышестоящей: в истории много тому подтверждений. Кстати, об истории
Возмущают меня эти новомодные тенденции: убирать исторические памятники и переименовывать площади и улицы! с темпераментом восточного человека возмущается Григорян. Ну, поставили на площади Маркса вы памятник Покрышкину, так зачем эту площадь нужно переименовывать? Например, в Москве, на площади Манежной стоит памятник маршалу Жукову,
И Арам Владимирович с присущим ему энтузиазмом в пух и прах разносит скульптурные композиции Первомайского сквера. Мол, что это за произведение искусства в виде каменного кольца, на котором тинейджеры пишут: «Маша, я хочу тебя!». Хотя
Если
Сборище каменных глыб вот что это такое! энергично восклицает Григорян. Скульптура это, прежде всего, образ, состояние души художника, его энергетика и ум. Я своим ученикам, хотя они и не скульпторы, а художники, всегда об этом говорю: думайте, творите, пропускайте через себя
Армянская