Конечно, нам бы хотелось, чтобы приоритет оставался за петербургским физиком Александром Поповым, но факты
Слушатель Болонского университета Маркони узнал о герцевых волнах от своего соседа, профессора Риги. Практичный двадцатилетний студент сразу подумал не о науке, а о практике. С декабря 1894 года он начал экспериментировать на вилле своих родителей. За полтора года ему удалось увеличить дальность передачи сигнала с 30 ярдов до двух миль. Итальянское правительство не заинтересовалось аппаратом Маркони, и тогда мать-ирландка отправила юношу в Лондон. 2 июня 1896 г. он запатентовал там радио как свое изобретение (научные публикации Попова на этот счет появились в том же месяце, но адресовались совершенно иной аудитории).
Думается, даже такой предприимчивый молодой человек, как Гульельмо Маркони, вряд ли мог тогда представить все последствия своего изобретения. Как и различную степень его популярности в разные годы. И сегодня, когда, казалось бы, телевидение вот-вот должно сжевать своего конкурента, радио эти слухи переживает спокойно, а радиостанции множатся и множатся
.
Всегда ли тот, кто заказывает музыку, танцует девушку?..
Максим Кораблев ведущий радиостанции «Юнитон» уверен, что слушателей, судя по звонкам в студию, не становится меньше
Фото Владимира ПОЛЯКОВА
Кто определяет, сколько на радио должно быть разговоров, а сколько музыки, священны ли рейтинги, кто управляет радийной ротацией и будет ли в Новосибирске разговорное радио в FM-диапазоне? Обо всем этом шла речь на одном из заседаний «Умной среды» в джаз-клубе «Труба«.
Гостями вечера были Андрей Соболевский директор компании «Юнитон-Медиа» и Елена Никульцева главный редактор радио «Maximum« и радио «D-FM. Новосибирск».
О геях и лесби. Почему-то
Удобно расположившись перед микрофонами, гости приготовились «пикироваться» друг с другом в прямом эфире. Аудиторию «Трубы» они нашли почти равной той, на которую вещает их радио («Maximum» позиционирует себя как радио умной молодежи). И, видимо, по достоинству оценив IQ собравшихся, начали с
пространной тирады о месте и роли лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в FM-эфире. Действительно ли это невероятно креативные, тонко чувствующие творческие личности, на которых держится эфир? Либо, напротив, они, на удивление, капризны, привередливы и ужасны? Отрадно было узнать, что на радио «таких лиц больше, чем на кожевенном комбинате или в редакциях газет». Значительная часть публики при таком начале заметно заскучала и приготовилась слушать надоедливый диджейский треп ни о чем. Но отдадим должное гостям, они быстро освоились, «сменили ориентацию» и начали разговор по существу. И хотя серьезного анализа ситуации на радийном рынке в тот вечер не случилось, кое-что интересненькое о рейтингах и радийной кухне узнать все же удалось. Хорошей новостью стало известие о том, что скоро на наш город начнет вещать разговорное радио «Маяк FM».
О рейтингах
Елена Никульцева: «Низкие рейтинги «Maximum« потому что умных людей мало»
Технологий исследований существует множество, и каждая из них дает немного отличный от остальных результат. Однако первые позиции по результатам всех выборок традиционно держат такие радиостанции, как «Европа+», «Юнитон», «Русское радио», «Шансон», «Авторадио». Неплохо котируется радио «Сибирь». В группе аутсайдеров «Новое радио. Новосибирск«, «Классик-радио», радио «Maximum». (Низкие рейтинги радио «Maximum» объясняет, прежде всего, своей «нишевостью»: «Умных людей всегда мало»).
По статистике, до конца прошлого года новосибирцы слушали радио чаще всего дома, потом на работе, потом в автомобиле. Это совпадает по суммарному количеству времени, проведенному там, там и там. С этого года ситуация несколько изменилась. По данным двух абсолютно разных исследований, «автомобиль», хотя и уступает домашнему прослушиванию, вылез на второе место, обогнав «работу».
Основная часть радиостанций заявляет своей целевой аудиторией молодых людей с высшим образованием, от 22 до 45 лет, с хорошим достатком. Именно эти «параметры» и указываются в коммерческих предложениях. С одной стороны, конечно, аудитории радиостанций пересекаются. А с другой, не есть ли тут некая манипуляция рекламодателем? И вообще, насколько можно верить рейтингам? Исследования, как известно, всегда кем-то заказываются. И это дает повод подозревать возможность подпольных договоров. Не получает ли тот, кто заказывает музыку, от того, кто музыку играет, необходимых заказчику результатов?
Андрей Соболевский, впрочем, полагает, что слухи о купленных рейтингах несколько преувеличены. Исследовательские компании вовсе не живут за счет исследования медиа. Они живут за счет самых разных маркетинговых исследований от телефонных опросов по сокам и сигаретам до фокус-групп по дизайну автомобиля. Мир тесен. Если кто-то узнает, что компания получает откаты за подложные результаты, к ней больше никто не обратится. Сам он сравнил бы рейтинг с первым мотоциклом на деревне, «он не совершенен, но это машина, а не упрямый осел, который настаивает на вещах, не имеющих под собой никакого реального основания».
Вряд ли стоит сомневаться в том, что безоговорочным лидером эфира является радио «Шансон«. Нравится нам это или не нравится. Тут, как шутят радийщики, сказывается российский менталитет: «все-таки семьдесят лет наша страна делилась на тех, кто сидит, и тех, кто охраняет». «Шансон» это то самое радио, которым нас чаще всего глушат в «пазиках» и маршрутных такси. Водители общественного транспорта в числе самых верных почитателей блатной романтики. Для борьбы с напастью народные умельцы даже изобрели специальное устройство «Антишансон» маленькую глушилку с радиусом действия около пяти метров, настроенную на определенную частоту. Авторами изобретения называют то саратовских художников, то саратовских студентов. У победы, как говорится, сто отцов, пораженье сирота.
Интересно, что значительный процент опрошенных просто не различают радиостанций. 20% радиослушателей вообще не помнят, как называется радио, которое они слушают. И совершенно не будут расстроены, если один ведущий заменит другого. Время, когда радио делали личности, увы, ушло в прошлое. Радиостанции стали очень похожи друг на друга, и схема их вещания примерно одинакова музыка, диджейский треп, викторины (чаще всего самые примитивные), крайне редко коротенькие интервью и репортажи
Вопрос о формировании музыкальных вкусов не идет. Подавляющее большинство радиостанций, вещающих на город в FM-диапазоне, местные редакции сетевых вещателей и соответственно работают в их музыкальном формате. Новости «дергаются» преимущественно из Интернета. Делать свои слишком накладно. Кто же будет тратиться на профессиональных журналистов и корреспондентов, налаживать знакомства во всех сферах жизни, приобретать автомобили для оперативной работы?.. Дефицит информационного вещания как такового, а не в качестве вкраплений, между тем ощущается все сильнее.
Нужно ли Новосибирску разговорное радио?
Андрей Соболевский: «Слухи о купленных рейтингах несколько преувеличены»
Мнения посетителей сайта kuhnya.nsk.ru на этот счет разделились. По результатам ответов: 42% считают, что разговорное радио необходимо, 10% что не нужно и 47% полагают, что нужно, но не всем. В Томске, кстати, информационное радио есть. У нас же пока люди, готовые финансово поддерживать такой эфир, не обозначились. Но уже в ближайшее время на частоте 100 FM начнется техническое вещание радио «Маяк FM». По словам Андрея Соболевского, выбор производился из трех позиций: «Эхо Москвы», «Русская служба новостей» и радио «Маяк».
«Эхо Москвы», как станция информационно-аналитическая, в эфире которой очень много времени уделяется мнениям, оценкам, полемике, комментариям, требует высокого политизированного IQ аудитории. Она хорошо котируется в Москве политизированной столице и плохо слушается в провинции. «Русскую службу новостей» не выбрали из-за изменений, которые сейчас происходят в ней, из-за слухов, что станция стала пропутинской. Радио «Маяк», хотя и является государственной информационной структурой, имеет достаточно очищенный контент, похожий на «Что? Где? Когда?» На ней и остановились
Как полагают радийщики, до последнего времени новосибирскому радио можно было поставить пять с минусом. В России есть всего несколько городов, в которых делают профессиональное радио. Кроме Москвы и Питера, это Екатеринбург, Новосибирск, Владивосток, Анадырь и Курган. Однако, как заявили они в качестве самокритики, последнее время новосибирское радио стало заметно сдавать свои позиции: это связано с коммерциализацией и потерей индивидуальности. Но если оценивать уровень радиовещания в городе по количеству и успешности местных радиостанций, то тут Новосибирск, безусловно, впереди планеты всей
О том, какие радиостанции слушают новосибирцы, читайте здесь.