Кто «товариществам» не товарищ?

В первую очередь, для проведения общего собрания собственников жилья необходима информация об общей площади многоквартирного дома и составе муниципальной собственности в МКД. Без этих данных невозможно провести собрание, однако администрации районов дают эту информацию с задержкой, неполно или искаженно.

Жильцам, решившим организовать ТСЖ, приходится преодолевать административно-чиновничьи барьеры

Вначале о письме. Обращенное к мэру Новосибирска, оно подписано пятью председателями товариществ собственников жилья и тремя членами инициативных групп по созданию ТСЖ. Авторы предоставили послание в распоряжение редакции «ВН». Приводим небольшую выдержку из него, раскрывающую суть проблемы.

ТСЖ не в почёте

Фото Владимира ПОЛЯКОВА

«На Новосибирск в реформировании сферы ЖКХ может равняться вся страна« — такое утверждение ответственных за проведение жилищной реформы новосибирских чиновников часто появляется на страницах городской прессы. Действительно, в стране не так много городов, где более 90 процентов домов определилось со способом управления. На начало марта 2007 года в городе оставалось всего 414 жилых зданий, жители которых не определили свою дальнейшую судьбу в свете нового Жилищного кодекса. Однако заявления о том, что Новосибирск находится в числе первых городов страны по реализации реформы, невозможно отнести к положению дел по выбору ТСЖ как способа управления домом… Неоспоримый авторитет принадлежит управляющим компаниям — 6073 дома поступят под их начало, собственники 108 домов предпочли ТСЖ, 15 — избрали непосредственное управление. Однако нельзя не обратить внимания на явную диспропорцию в этой статистике, не отмечаемую ни чиновниками, ни журналистами. Количество домов, жители которых отдали предпочтение формам самоуправления, ничтожно мало. Для сравнения: в Москве ТСЖ и ЖСК образовали 4 тыс. домов (из 30 тыс.), около 6 тыс. товариществ собственников жилья зарегистрировано в Санкт-Петербурге, более 700 — в Перми, около 900 — в Ростове-на-Дону (27% многоквартирного жилого фонда города!), 240 — в Тюмени. На фоне этих цифр соотношение выбранных в Новосибирске способов управления (УК — 98%, ТСЖ — 1,7%, НУ — 0,2%) воспринимается по меньшей мере странным и, на наш взгляд, свидетельствует о нерешенных вопросах в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства Новосибирска.

…Согласно планам правительства, к концу года в ТСЖ предполагается включить 20 процентов многоквартирных домов, а к 2010 году они станут основной формой управления жилым фондом…

Мы на собственном опыте убедились в отсутствии поддержки и действенной помощи властей на всех этапах своего пути к ТСЖ. Если в таких городах, например, как Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Тюмень, Казань, для стимулирования создания ТСЖ разработаны и приняты специальные программы и меры, то в нашем городе предпочтение отдано исключительно коммерческим управляющим компаниям. Создаётся впечатление, что городские власти не заинтересованы в разъяснении преимуществ ТСЖ как способа управления и в продвижении этой формы…»

Этим, пожалуй, и ограничимся. Хотя в письме отнюдь не поставлена точка: оно обширное, со множеством примеров того, с какими препонами сталкиваются люди, пожелавшие организовать ТСЖ.

Что происходит на самом деле?

С таким вопросом мы обратились к руководителю Новосибирского центра ТСЖ Светлане Суворовой.

— В нашем городе на данный момент созданы и действуют порядка 800 ТСЖ, ЖСК, ЖК, иных специализированных кооперативов. Если проследить динамику их образования, то первые ЖСК в Новосибирске появились в 1962 году, их тогда было семь. В период до 1988 года было создано уже 199 ЖСК и появились первые два ТСЖ в Кировском районе. Резкий рост создания ТСЖ произошел с 1998 года — появилось сразу 25 новых товариществ, в 2001 — 44, в 2002 — 47 ТСЖ и так далее. Во время реформирования ЖКХ жители 108 многоквартирных домов выбрали ТСЖ как способ управления. Так что в настоящее время в нашем городе 12 процентов многоквартирных домов управляются товариществами собственников жилья и жилищными кооперативами.

— С какими проблемами сталкиваются собственники при создании ТСЖ?

— В первую очередь, для проведения общего собрания собственников необходима информация об общей площади многоквартирного дома и составе муниципальной собственности в МКД. Без этих данных невозможно провести собрание, однако администрации районов дают эту информацию с задержкой, неполно или искаженно. Кроме того, инициаторы проведения собрания вынуждены самостоятельно нести материальные расходы по подготовке и проведению собрания, по совершению регистрационных действий. И в этих вопросах им, действительно, нужна финансовая поддержка властей.

В 2006 году изменился порядок регистрации некоммерческих организаций (Федеральный закон N 18 — ФЗ от 10.01.2006 г. и постановление правительства РФ N 212 от 15.04.2006 г.), и процедура регистрации удлинилась с 5 до 22 рабочих дней. Кроме того, резко возросло количество предоставляемой информации в регистрирующий орган, которую очень сложно собрать и надлежащим образом оформить. Если же в документах обнаруживаются неточности, то отсутствует такой этап, как «приостановление регистрационных действий» для устранения неточностей, который применяется при регистрации прав собственности на недвижимое имущество. В результате чего документы приходится подавать заново и еще раз платить пошлину.

Другая сложность — это передача многоквартирного дома в управление ТСЖ. Беда в том, что передающая сторона не имеет необходимой документации на дом, затягивает процедуру передачи дома в управление, а в состав комиссии по техническому осмотру состояния общего имущества МКД не включается уполномоченный представитель ТСЖ.

Обозначенная в открытом письме мэру проблема восстановления технической документации на дом выливается в серьезное препятствие к дальнейшей деятельности ТСЖ. Так, например, технические паспорта часто такие ветхие, что не видно никаких цифр. Восстановление паспорта на дом стоит в зависимости от размера дома от 90 тыс. за 6-подъездную пятиэтажку до 270 тыс. руб. за 11-подъездную девятиэтажку. Вопрос восстановления технических паспортов необходимо решать на уровне муниципалитета и закладывать в бюджет города деньги на эти затраты. Не имея технического паспорта, собственники впоследствии не могут пройти регистрацию прав на общедолевую собственность в органах Росрегистрации и, соответственно, не могут воспользоваться правом сдавать в аренду помещения с целью получения дополнительных доходов и улучшения условий проживания в своем доме.

P.S. Как нам сообщила одна из авторов письма Наталья Геннадьевна Ермолина, на прошедшем 19 апреля заседании Координационного совета по реформированию ЖКХ о проблемах ТСЖ говорилось, но опять лишь вскользь, «через запятую». Однако по окончании заседания председатель КС Владимир Городецкий согласился с предложением ввести в его состав представителей ТСЖ. «Для нас это уже успех, — сказала Наталья Геннадьевна. — Теперь у нас появится хоть какая-то трибуна и возможность высказать волнующие нас проблемы».

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать