70 лет назад из Новосибирска на Север на 18-вёсельном баркасе отправились 18 смельчаков-осоавиахимовцев
Тридцатые годы
Время подвигов и героев. У всех на слуху были челюскинцы, лётчик Молоков, совершивший перелёт Москва остров Диксон; летчики Чкалов, Байдуков, Беляков, показавшие всему миру поистине чудеса героизма, перелетев в 1936 году из Москвы на остров Удд на Дальнем Востоке,
Из Новосибирска в Москву. Через Карское и Белое моря
И вот в Новосибирске тоже созрел грандиозный план (чем мы хуже других!): давайте совершим небывалый в истории переход из нашего города в Москву
Что ни говори, от предложенного маршрута у многих дух захватывало ведь до этого никто так не плавал! Водный переход организовывал краевой совет Осоавиахима. Баркас специально заказали на заводе имени Каракозова в Ленинграде. Он должен был быть снабжён радиостанцией и всеми необходимыми приборами и оборудованием для плавания в условиях полярного севера.
В команду просились более ста человек
Экипаж должен был состоять из 18 осоавиахимовцев, желательно прошедших службу на флоте. Что тут началось Краевой совет Осоавиахима буквально завалили письмами. Они приходили со всех уголков страны: из Москвы, Красноярска, Севастополя, Одессы. Красноармеец из Омска писал: «Я хочу участвовать в походе. Предлагаю свои услуги в качестве помощника механика по двигателю внутреннего сгорания и фотографа».
Поступило более ста заявлений. В плавание хотели отправиться рабочие, студенты, научные сотрудники, красноармейцы, врачи. Но предпочтение при отборе путешественников решили отдать
Самому старшему из команды было 38 лет. 14 человек бывшие краснофлотцы.
Москву отложили до следующего года
Получше поразмыслив, решили
В начале мая баркас был готов. Его долго испытывали на Балтийском море. Несмотря на громоздкие размеры, он показал высокие мореходные качества. 8 мая судно погрузили на поезд и отправили в Новосибирск.
А в столице
С предстоящим маршрутом познакомился и сам Отто Юльевич Шмидт, легендарный челюскинец. По этому поводу он писал: « Этот поход представляет интерес как с точки зрения задач Осоавиахима, так и для изучения и практической проверки плавания на небольших судах по еще малоосвоенным районам. В частности, для Главсевморпути будут очень полезны собранные экспедицией материалы для составления лоции ряда участков берега моря и в особенности проверки возможности пройти через Ямальский полуостров волоком».
План действий был такой: в устье Обской губы команда должна была разделиться на две части десять человек возвращаются в Новосибирск, остальные восемь (командир похода, политкомиссар, радисты, два гидротехника, старшина и моторист) отправляются на разведку волока по Ямальскому полуострову. Им предстояло пройти 600 километров по неразведанному участку. До старта участники похода жили в краевых лагерях Осоавиахима. Здесь они изучали корабельный устав, по отрезкам разбирали предстоящий трудный путь, тренировались, готовили к плаванию баркас.
«В счастливый путь, товарищи!»
Дату отправления несколько раз откладывали. Вначале хотели отплыть в середине июня, но долгожданное событие свершилось 5 июля 1937 года в два часа тридцать минут пополудни. Баркас стартовал с водной станции имени Шверника по маршруту Новосибирск Карское море. Кроме родственников, друзей, горожан, было много представителей власти. И вот командир похода дает команде распоряжение занять свои места. Баркас поднимает паруса и отходит от станции. Его сопровождает целая флотилия катеров и шлюпок.
«Все здоровы, бодры, счастливы! Привет!»
так заканчивались все радиограммы, посланные с баркаса. В течение всего похода новосибирцы с нетерпением ждали весточек от путешественников. Те время от времени давали о себе знать.
«Прошли Сургут. Пройдено 1450 км. Выдержали первые два шторма. Баркас показал блестящие качества. Встречные ветры заставили перейти на круглосуточное движение. Все здоровы и бодры. Шлем горячий привет».
«Находимся в 2150 км от Новосибирска. В сутки делаем 200 км. Здоровы, бодры».
В первых числах августа команда подошла к устью Оби. Часть экипажа, как и было запланировано, вернулась домой, а остальные двинулись по Ямальскому полуострову. К 12 августа они уже прошли по реке Щучья 250 километров. «
Путь был труден. Идти приходилось днем и ночью, при больших туманах, при скудном топливе. К счастью, местное население было очень доброжелательно и оказывало всяческую поддержку участникам похода. 30 августа задача была выполнена: в шесть часов вечера члены экипажа достигли Байдаракской губы. Водный путь через Ямал был найден, разведан, заснят. Он представлял собой две системы речек. Волок на водоразделе этих речек тянулся на 2100 м, из них 1500 по суше и 600 по двум озерам. Участники похода провели еще несколько круглосуточных метеорологических наблюдений. 3 сентября они вернулись на оленях в факторию Щучья. 5 сентября двинулись на Обдорск.
Помогли разоблачить «врагов народа«
Самое интересное, что команда баркаса не теряла времени и в плане
По дороге до Ямала осоавиахимовцы умудрились провести 20 агитационных собраний, посвященных обороне страны, посетив 38 колхозов, заводов и предприятий.
Но самое главное «участники похода помогли колхозникам Ямала разоблачить врагов народа, которые вели подрывную работу в тундре, кулаков, шаманов и их приспешников». Все это они доложили президиуму Ямальского окрисполкома. Тот сразу же «наметил ряд мероприятий по ликвидации вредительской деятельности разоблаченных врагов и дальнейшему социалистическому преобразованию ямальской тундры».
Так завершился этот трудный поход. Все были здоровы, бодры, счастливы, даже прибавили в весе по нескольку килограммов.
Был ли поход в 1938 году неизвестно. Литература по истории города об этом умалчивает