На колесе или под колесом?

Если бы темп роста ДТП был пропорционален нашей автомобилизации, то каждый год количество печальных исходов прибавлялось бы на дорогах на 10%. А этого не происходит. Но даже умудренные опытом гаишники подозревают, что главная причина снижения травматизма — пробки на наших улицах. Дорога начинает бороться с автомобилем сама: она просто не дает ему разогнаться.

О безопасности движения по нашим улицам

В минувшую пятницу состоялось первое в этом году заседание городской комиссии по безопасности дорожного движения. Напомним, что в последние годы аналогичные комиссии действуют на всех уровнях государственных и муниципальных структур. В том числе в Новосибирске и его районах. Городскую возглавляет руководитель департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии Андрей Ксензов.

Главным докладчиком был начальник городского отдела ГИБДД Даниил Ольденбург.

Одна из самых проблемных транспортных развязок в Октябрьском районе и городе. Фото автора

Это только кино так могли полвека тому назад назвать — «Улица полна неожиданностей». На самом деле она довольно легко предсказуема, и у нее есть свои законы. Главный и самый, пожалуй, жесткий из них: либо мы обращаем очередное достижение цивилизации на колесах во благо, и тогда машина превращается в нашего надежного друга и средство передвижения, либо мы (сегодня ты, а завтра я) оказываемся под ее колесами. Исход известен. По России в прошлом году погибли 32 тысячи 724 человека, свыше 285 тысяч ранены. На днях Дума провела специальные парламентские слушания. Общегосударственная программа повышения безопасности на дорогах, разработанная до 2012 года, буксует. По России число погибших чуть снижается, но рост ДТП продолжается.

Аналогичная ситуация и у нас в Новосибирске. Чуть снизилось количество погибших — но все равно: 157 человек — это целый жилой дом! — и продолжается рост (на 2,2 процента) ДТП и пострадавших в них.

Есть, правда, слабые утешения: если в Новосибирске живет почти половина населения области, то под колеса здесь попадает лишь каждый третий от общего количества пострадавших. И еще: если бы темп роста ДТП был пропорционален нашей автомобилизации, то каждый год количество печальных исходов прибавлялось бы на дорогах на 10 процентов. А этого не происходит. Но даже умудренные опытом гаишники признают, что в этом их заслуга, конечно, есть, но подозревают, что главная причина снижения травматизма — пробки на наших улицах. Дорога начинает бороться с автомобилем сама: она просто не дает ему разогнаться.

И когда нам оптимистично настроенные федеральные министры с экрана телевизора говорят, что в Россию год от года все больше ввозится автомобилей и все больше производится на месте, то это не очень-то радует: состояние наших автодорог и транспортных развязок оставляет, мягко говоря, желать лучшего.

Неделю назад, 16 февраля, наша газета подробно рассказала про дела дорожные. В Новосибирске действительно намечена большая программа по их развитию. Напомним цифры: если в 2006 году на развитие улично-дорожной сети было выделено 513 миллионов рублей, то в наступившем — с учетом федеральных средств подрядчикам — втрое больше. Освоить бы!

***

ГИБДД, разумеется, работает и совершенствует свою работу. 63 рейда в течение года по всем районам города, связь с общественностью и руководителями предприятий, выступления в средствах массовой информации и перед «живой« публикой и т. д. Но — вдумайтесь в цифру! — за год сотрудники Госавтоинспекции зафиксировали более 350 тысяч правонарушений на дорогах города. При таком повально наплевательском отношении к порядку и собственной жизни никакая милиция не поможет.

Есть у нее свои, конечно, проблемы: «кое-кто у нас порой» берет на лапу, при общей неплохой технической оснащенности не хватает современных средств, если задержал пьяного за рулем — необходимо медицинское освидетельствование в стационаре, вези его иногда за тридевять земель и т. д.

Может быть, это будет громко сказано, но без воспитания взаимного уважения — водитель — пешеход — милиционер — на дорогах мы по-прежнему будем оставаться некой полудикой массой, на голову которой (нередко в прямом смысле слова) нежданно обрушилось четырехколесное благо цивилизации.

***

Сотрудник ГИБДД Валерий Белкин провел анализ мест концентрации ДТП, то есть где чаще всего нарушают правила дорожного движения. Самый большой рост — в Октябрьском и Железнодорожном районах. При этом майор милиции говорил о сооружении бетонных ограждений как о почти единственном спасательном средстве, всерьез предотвращающем столкновения машин и пешеходов. Поставили на въездах на мосты бетонные «брустверы» — теперь уж точно автомобили не столкнутся и пешеходы под колеса лезть не будут.

Но даже если разгородили улицы решеткой или стеной, сделали разметку, поставили новые светоотражательные знаки, светофор, само собой, то мы все же умудряемся попадать под колеса. И, например, многоуровневый перекресток автодорог в районе Речного вокзала по-прежнему регулярно кровоточит. А весь Октябрьский район в этом смысле самый неблагополучный. Бердское шоссе, улицы Никитина, Восход, Большевистская сегодня самые загруженные автотранспортом и самые неблагополучные в смысле безопасности.

Валерий Белкин посетовал: на обустройство знаков и разметки выделили 15 миллионов рублей, а надо бы 47. Наверное, он прав, и город будет выделять деньги на новые яркие светофоры, знаки, краску и технику, но все же…

Андрей Ксензов заметил, что без углубленного изучения транспортных потоков города невозможно говорить о новых технических проектах. На глазок — уже не годится. Транспортные потоки, при всей кажущейся очевидности, все же надо изучать и дифференцировать. 350 светофоров — это и хорошо, и плохо. Да, на многоуровневые развязки нужны серьезные деньги, но развязки могут быть и горизонтальными, нужно изучать и дифференцировать наполняемость улиц, перекрестков и т.д.

И уж совсем немного нужно денег, чтобы мы с вами не скользили под автобусы и троллейбусы на остановках. Из года в год люди калечатся из-за элементарной безответственности тех, кто отвечает за эти самые наледи. Из года в год, а толку нет. Впрочем, это уже не в адрес ГИБДД.

К сожалению, признавали участники заседания комиссии, явно снижен медицинский контроль на автотранспортных предприятиях. С похмелья за рулем — чуть ли не норма. Немало случаев по городу, когда водителей буквально вытаскивают из машины, потому что они сами не в состоянии из нее выбраться. Хотя общее количество пьяных за рулем по городу, кажется, снижается. Кажется. Потому что сами милиционеры осторожны с этой цифрой. Похоже, что наши законодатели все еще не отошли от стремления во что бы то ни стало защитить права всех, даже пьяных за рулем, и потому наказания за это правонарушение в России несравненно либеральнее, чем на Западе.

«Жестче и уважительнее!» — так, пожалуй, можно определить главный девиз сегодняшних писаных и неписаных правил поведения на дорогах.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать