О последней премьере сезона в «Старом доме» комедии по Рэю Куни «Смешные деньги»
Фото Владимира ПОЛЯКОВАКак гласит народная мудрость, когда пьешь воду, не ищи в ней молока. Так и с непритязательными пьесками ныне очень модного английского комедиографа Рэя Куни. Когда зритель приходит «на Куни», он не ждет, что на сцене будет происходить
«Смешные деньги» это история о больших, фантастически больших деньгах и маленьких людях, которые становятся смешными, когда им приходится проходить через испытание богатством. Ситуация самая банальная: рядовой бухгалтер по имени Генри человек неплохой, но несколько скучноватый вместо своего портфеля в метро берет чужой и вместо недоеденного сэндвича и пары носовых платков обнаруживает там целое состояние. Сюжет, согласитесь, эксплуатировался не один десяток, даже сотню раз и в гангстерских комедиях, и просто в комедиях. Рэй Куни создал из всего этого комедию положений. Сам в прошлом актер, мастер фарса, потом владелец собственного театра, он хорошо знает, чего хочет зритель над чем он смеется и что необходимо для того, чтобы в зале были аншлаг и полные сборы.
Поэтому неудивительно, что Куни с большой охотой ставят в самых престижных театрах России. Буквально только что его поставил в «Сатириконе» Константин Райкин. Одна из комедий Куни с успехом играется во МХТ им. Чехова (в постановке Владимира Машкова с Сергеем Мировым в заглавной роли). В Новосибирск со спектаклем «N 13» не так давно приезжал Театр сатиры с Михаилом Ширвиндтом. Как это ни парадоксально, но при всем нашем уважении к актеру и несомненном комедийном таланте Ширвиндта, его постановка, в которой он же сыграл главную роль, показалась, на удивление, скучной. Оказывается, ставить простенького Куни
Актеры спасают спектакль как могут. Фото Владимира ПОЛЯКОВА |
В «Старом доме» пока, увы, не смешно все первое действие зритель сидит с каменными лицами (пришлось смотреть прогон спектакля с участием Иванова (Генри) Смоляковой (Джейн) Кандазис (Бетти) Байтингер (Виктор) и лишь к концу второго действия слегка оттаивает. Конечно, со временем, надеемся, актеры разыграются, спектакль пройдет стадию адаптации к залу Смущает другое отсутствие внятной режиссерской концепции (ставил спектакль режиссер из Сыктывкара Сергей Сушенцев) вследствие чего спектакль производит впечатление корабля, отданного на волю всех ветров. И актерам приходится крутиться кто как может, спасая заведомо проигрышную ситуацию. Можно говорить об отдельных актерских удачах, но это, увы, при общем, не самом веселом впечатлении от постановки в целом.
Последняя премьера крупным планом высветила сложную ситуацию, в которой на сегодняшний день находится театр. Неудачные эксперименты Владимира Оренова, три года возглавлявшего «Старый дом», уход на пенсию (практически увольнение) сильного директора Нэлли Новицкой, отъезд в Москву народного артиста, любимца публики Анатолия Узденского, переход в другие театры ряда ведущих актеров все это поставило коллектив в крайне незавидное положение. Череда коммерческих проектов постановка одна за другой нескольких легких комедий не решила проблему возвращения в театр зрителя радикально. Идея превращения «Старого дома» в Театр русской классики, которая была заявлена главным режиссером Станиславом Таюшевым, казалась очень привлекательной, но она требовала четкой, слаженной работы единой мощной командой единомышленников, при поддержке директора. Этого, к сожалению, не случилось. Сказать, что сегодня в театре постоянный аншлаг, было бы, мягко говоря, некоторым лукавством. Отсутствие гастролей, продуманной фестивальной политики чем всегда был славен «Старый дом» тоже не способствует созданию творческой атмосферы в коллективе. К тому же театр остался без главного режиссера. Станислав Таюшев подал заявление об уходе и отсутствует в театре с 5 мая.
Завершит театр сезон в конце июня. Опять же комедией. И это будет опять же Рэй Куни (спектакль «N 13»). При всем нашем уважении к английскому юмору с этим именем в афише театра явный перебор. Да и вообще «13» число несчастливое. И хотя мы и не суеверны, постучим по дереву и пожелаем маленькому, но очень симпатичному театру скорее выбраться из его проблем


