vn
Новосибирск -7 °C

НГАВТ: будущее — в развитии

28.04.2006 00:00:00

Железнодорожный район. Спецвыпуск

Почти 55 лет назад, 5 мая 1951 года, был образован Новосибирский институт инженеров водного транспорта. В 1994 году институт получил статус академии.

Фото Александра ОВЧИННИКОВА

Сегодня Новосибирская государственная академия водного транспорта (НГАВТ) — один из крупнейших современных вузов на востоке России. На очном и заочном отделениях здесь обучаются более 13 тысяч студентов по 10 приоритетным направлениям и 15 специальностям. Академия является отраслевым базовым вузом, к ней присоединены 5 речных училищ Сибири и Дальнего Востока в качестве структурных подразделений.

В гостях у редакции «Вечернего Новосибирска« — ректор НГАВТ Игорь Рагулин.

— Игорь Анатольевич, трудно найти еще одно высшее учебное заведение, где была бы столь разветвленная система подразделений, кафедр, научной-экспериментальной базы…

Игорь Рагулин — ректор НГАВТ

— В составе академии 18 периферийных структурных подразделений на территории от Урала до Дальнего Востока: 6 филиалов и 12 представительств. Всего у нас семь факультетов, 49 кафедр, центр информационных технологий, лаборатория дистанционного обучения, компьютерные классы, опытовый бассейн, загородные учебные и научно-производственные базы, русловой гидродинамический комплекс, судоводительский тренажерный центр, пять единиц учебно-научного флота, учебно-производственное судно типа «река-море», яхтенный клуб, спортивный комплекс с плавательным бассейном… Всего не перечислишь.

У нас успешно функционирует Центр переподготовки и повышения квалификации кадров, в котором обучаются руководящие работники и специалисты речного транспорта. Ежегодно здесь проходят подготовку около двух тысяч человек.

Мы ведем подготовку научно-педагогических кадров через аспирантуру и докторантуру по 13 специальностям послевузовского образования. Действуют два докторских и один кандидатский диссертационных совета.

За последние годы в академии открыты две новые специальности — «защита в чрезвычайных ситуациях» и «информационные системы и технологии». Планируем и в дальнейшем открывать новые специальности, востребованные на рынке труда отрасли.

— Что представляет из себя преподавательский состав академии?

— Могу с гордостью сказать, что в академии работают высококвалифицированные педагоги. Их более 600 человек, среди них 80 докторов наук, профессоров, более 300 кандидатов наук и доцентов, 29 академиков и 11 членов-корреспондентов открытых при вузе региональных отделений Российской академии естественных наук, Международной академии экологии и природопользования, Академии водохозяйственных наук. В числе преподавателей три заслуженных деятеля науки РФ, 12 заслуженных и почетных работников транспорта РФ, четыре заслуженных работника высшей школы РФ.

За период своей деятельности академия подготовила абсолютное большинство специалистов речного транспорта для регионов Сибири и Дальнего Востока — более 30 тысяч. Многие из наших выпускников стали крупными командирами производств. Есть начальники пароходств, портов, бассейновых управлений пути, директора судостроительных и судоремонтных заводов, начальники баз флота и речных училищ, ректоры вузов, ученые и научно-педагогические работники, члены правительств республик, губернаторы и вице-губернаторы. В числе выпускников НГАВТ три Героя Социалистического Труда, шесть лауреатов государственных премий. Приведу примеры. Выпускник академии В. И. Ишаев стал губернатором Хабаровского края, первый заместитель губернатора Новосибирской области В. А. Юрченко является выпускником электромеханического факультета, а вице-губернатор В. А. Анисимов — выпускником гидротехнического факультета.

— Вы сказали о том, что у академии есть опытовые бассейны. Там испытываются настоящие суда?

— У нас два уникальных опытовых бассейна для испытаний на моделях ходовых и маневренных качеств вновь создаваемых кораблей. Есть также уникальный русловой ангар площадью 30 на 60 метров, позволяющий создавать модели участков рек в различных масштабах. Кроме того, научно-экспериментальная база включает в себя несколько лабораторий, оснащенных современным оборудованием и приборами.

— Как может меняться направление научной деятельности в связи с реформированием экономики России?

— Мы будем заниматься прогнозированием перспектив развития речного транспорта, разработкой экологически щадящих методов и технологий эксплуатации водных путей, обеспечением надежности функционирования инфраструктуры водного транспорта, разработкой и внедрением современных технологий ремонта, предупреждением тяжелых последствий природных и техногенных катастроф на реках.

В последние три года ученые академии выполнили ряд прикладных исследований по заказам предприятий и организаций. В их числе: разработка концепций развития предприятий речного транспорта Сибири и Дальнего Востока на основе транспортной стратегии России; исследование причин образования заторов при вскрытии ледового покрова на реках и разработка мероприятий по их предупреждению; разработка и внедрение передовых технологий восстановления и упрочнения наиболее нагруженных деталей судовых машин и оборудования; исследование резервов несущей способности портовых причальных сооружений на реках Сибири и многие другие. Среди руководителей работ — профессоры В. П. Зачесов, В. В. Дегтярев, Л. К. Арабьян, Ю. И. Бик, доцент О. Т. Сидоров. Эти работы уже практически используются нашими партнерами и заказчиками — предприятиями речного транспорта и других отраслей.

— Не наукой единой жива альма-матер…

— Конечно. У нас есть все, чтобы студенты чувствовали себя комфортно в бытовом плане и могли проявить свои таланты в разных областях. В двух корпусах общежитий работают медпункт, стоматологический кабинет, парикмахерская. Есть многофункциональный спортивный комплекс, включающий игровые залы для баскетбола и волейбола, гимнастические и тренажерные залы, зал борьбы, плавательный бассейн, лыжную базу. Студенты участвуют в соревнованиях международного, республиканского и городского уровней. Среди наших выпускников и студентов — чемпионы и призеры Олимпийских игр, чемпионатов мира, Европы, СССР и России. В академии ежегодно готовятся два-три мастера спорта, в том числе международного класса.

В академии в течение многих лет действует факультет общественных профессий, где желающие студенты могут получить дополнительную профессию фото- и кинооператора, референта-переводчика, художника-оформителя…

Естественно, студенты НГАВТ активно участвуют в межвузовских зональных и городских студенческих конференциях и олимпиадах, причем весьма успешно.

— У каждого вуза есть свои традиции. Какие традиции сложились в вашей академии?

— Прежде всего, это торжественное посвящение абитуриентов в студенты. Двум представителям первокурсников, юноше и девушке, вручаются символические студенческие билеты, зачетные книжки и ключи от дверей академии. А бог морей Нептун совершает ритуал посвящения в когорту водников.

Поддерживается традиция шлюпочных походов, начало которой было положено в 1953 году, когда был пройден маршрут по Оби и Томи длиной 400 километров. В 1954 году был совершен уникальный переход на шлюпках из Новосибирска в Сталинград с перевалом через Уральский водораздел, общей протяженностью 6400 километров. Позднее в нашем вузе был создан клуб путешественников, члены которого совершали ежегодные походы по горным рекам и даже вблизи берегов Ледовитого океана.

Эти традиции продолжаются и теперь. В честь 60-летия Победы в Великой Отечественной войне экипажи НГАВТ и Сибирского кадетского корпуса на двух шлюпках ял-6 в прошлом году совершили сверхдальний поход от Петрозаводска до Новороссийска.

— Насколько тесно связан ваш вуз с историей и сегодняшней жизнью Железнодорожного района?

— Размещение вновь организованного вуза на территории бывшего Кагановического района, естественно, налагало на районное руководство дополнительные заботы и ответственность. Например, необходимо было решить вопрос об освобождении выделенного институту здания по улице Щетинкина, 33. В нем еще проживали работники радиозавода, который во время войны размещался в этом же здании.

Профессорско-преподавательский состав в значительной части формировался из иногородних специалистов, направленных из действующих профильных вузов Ленинграда и Горького. Руководству района во взаимодействии с Министерством речного флота и горисполкомом пришлось решить вопросы обеспечения этих специалистов жильем.

Связь нашего вуза с районом укрепляется. Представители администрации района регулярно участвуют в торжественных мероприятиях и научно-практических конференциях, проводимых в академии. Совет ветеранов НГАВТ сотрудничает с районным советом ветеранов. Центр молодежного досуга «Лутис» постоянно взаимодействует со студенческим активом академии при организации различных мероприятий. Сам я являюсь членом Совета директоров предприятий и учреждений Железнодорожного района.

— И последний вопрос. Каким вы видите будущее вуза?

— Будущее вуза — в развитии. В повышении уровня подготовки специалистов, в модернизации материально-технической базы, во внедрении прогрессивных образовательных технологий и расширении диапазона специальностей.

У академии хорошие перспективы. Отсутствие в меридиональном направлении железных дорог делает речной транспорт Сибири и Дальнего Востока и вместе с этим подготовку кадров для речного флота исключительно значимыми.

Справка

Сеть образования Железнодорожного района включает в себя шесть вузов (Государственная консерватория имени Глинки, Академия водного транспорта, юридический институт и др.), четыре средних специальных учебных заведения (в том числе медицинское училище, кооперативный техникум, железнодорожное училище), две гимназии, два лицея, пять общеобразовательных школ, три спецшколы, межшкольный учебный комбинат, музыкальную школу-лицей при консерватории, детскую художественную школу. Учреждения дополнительного образования представляют: центр внешкольной работы «Алые паруса», 10 муниципальных подростковых клубов, центр детско-юношеского творчества «Смайл». Дети дошкольного возраста воспитываются в 18 дошкольных учреждениях.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: