vn
Новосибирск -4.1 °C

С любовью к Бармалею

22.04.2006 00:00:00

Календарная дата: завтра — Всемирный день книги

Еще Алиса, которая побывала в Стране чудес, говорила, что книжка без картинок — книжка неинтересная. Мол, даже если в ней заложена «вкусная начинка», написанная гениальным автором, без интересных иллюстраций ее придется «жевать» всухомятку. И с английской девчонкой трудно не согласиться: вспомните, как было приятно брать в руки книгу, листать ее и рассматривать «картинки», предвкушая увлекательнейшее путешествие… К сожалению, ушли в прошлое те времена, когда над оформлением книги работали талантливые художники, оживляя ее с помощью иллюстраций, — на смену им пришли дизайнеры компьютерной верстки, с яркими коллажами и «кислотными» цветами. Корреспонденты «ВН» решили совершить путешествие во времени и встретились с новосибирским художником Александром Шурицем, который несколько десятилетий «оживлял» сказки, повести и детские стихи.

Фото Сергея ПЕРМИНА

…Путешествие во времени началось с «Бармалея». В мастерской художника, на столе, лежала книга из детства — желто-синий тоненький «Бармалей», стоимостью десять копеек. С теми самыми, запавшими в детскую душу картинками, где здоровый усач с выпученными от злобы глазами, угрожает недисциплинированным детям пачкой поваренной соли: мол, зажарю и съем.

…А сказок про Ленина не придумали

— За этого «Бармалея» меня здорово взгрели в московском журнале «Детская литература», — улыбается художник, рассматривая плод своей творческой фантазии образца 1975 года. — Какой-то злобный критик написал, что художник Шуриц нарисовал такую страшную картинку, от которой дети по ночам с криком просыпаются и на горшок просятся. С одной стороны — было приятно, что меня заметили, с другой — на какое-то время запретили мне иллюстрировать детские сказки…

Сказки, считает Александр Шуриц, самая благодатная тема для художника-оформителя: никакой компьютер не заменит живость мысли творческого человека, который сможет воплотить на бумаге все хитросплетения фантастического сюжета. Любая сказочка, даже самая незамысловатая и простенькая, может раскрепостить художника и дать ему возможность основательно «похулиганить». И стать на какое-то время ребенком, свободным от «политики партии» и набившей оскомину конъюнктуры.

— Помню, когда работал в семидесятых годах в нашем Западно-Сибирском издательстве, пристал к редактору: давайте выпустим тоненькую «Золушку» на хорошей бумаге, — вспоминает Шуриц. — Уж очень мне хотелось с классикой «порезвиться». А он мне: ты в своем уме? Если мы сейчас «Золушку» запустим, то она только через год выйдет, а что у нас через год? Очередной съезд ЦК КПСС. Так что давай думать над книжкой о Ленине. А это, поверьте мне, очень скучно…

Книги прежнего времени всегда на столе у Александра Шурица

«Порезвиться» удалось с хрестоматийной сказкой о бессмертном Иване-царевиче, который, если верить русскому фольклору, совершил столько подвигов, какие греку Гераклу и не снились. Он и на Сером Волке, он и с Василисой Прекрасной, он и с ратью вражеской… Одним словом, настоящая находка для художника-«хулигана». Сказочка с яркими иллюстрациями выходит в свет, а через какое-то время приходит сверху разнарядка: запретить художнику Шурицу оформлять русские сказки! А то у него главный герой какой-то не «русопятый» выходит: не то немец с голубыми глазами, не то грузин обесцвеченный с характерным носом.

— Когда над оформлением сказок работали профессиональные художники, то книги выходили живые, красивые, — размышляет Шуриц. — Вспомните того же «Волшебника Изумрудного города» (оформлял московский художник Владимиров): много иллюстраций, текст дышит, все увлекательно и красочно — на этих книгах выросло не одно поколение. А сейчас, что? Текст в детских книгах идет сплошным кирпичом, а если он разбавлен картинками, то очень слащавого уровня. Детям нужно фантазировать, размышлять, придумывать — сладенькие иллюстрации оставляют их равнодушными. Компьютер, несомненно, осовременил процесс создания книги, но он лишил книгу души. Помню, я на полу раскладывал весь текст и все свои иллюстрации к нему, чтобы увидеть «новорожденную» в целом, чтобы ее дыхание почувствовать…

Капризные классики

С классическими сказками — проще, авторы, как правило, давно ушли в мир иной, можно хулиганить от души, не боясь «авторской» расправы. А вот с классиками живыми договориться труднее: капризные они ребята, к тексту своему гениальному относятся трепетно и болезненно. Как это получилось у Шурица с известным детским классиком Анатолием Алексиным. Художник честно отработал заказ, книга должна была увидеть свет, и тут Алексин закапризничал: Шуриц не раскрыл внутренний мир главного героя, иллюстрации ужасные, мне ничего не нравится! С живым писателем не поспоришь. Шуриц остался без гонорара.

А как-то мне и вовсе нагорело от новосибирских журналистов, — смеется автор более пяти тысячи литературных «картинок». — Я иллюстрировать военные книги не люблю и не умею. А тут редактор чуть ли не с ножом к горлу: нужно к юбилею Победы оформить текст нашего местного автора.

Текст назывался «Вечный огонь» и был в стихах ужасающе патриотического содержания. Несчастный художник почти семь месяцев вырисовывал пулеметы и затворы, пистолеты и автоматы, застывших около Монумента синеглазых пионеров и солдат, рвущихся в бой. Чтобы было веселее, пририсовывал к патриотичным картинкам милые сердцу детали — свое финское пальто, висящее на вешалке у главного героя-фронтовика, кота на подоконнике, солдата на первом плане, подозрительно похожего на своего приятеля… Когда книга вышла в продажу, на Шурица ополчился и сам местный автор, и вся журналистская братия: мол, нельзя про войну так рисовать! Непатриотично, и пионеры на обложке слишком страшные…

— Когда мы начали новую серию познавательных книг для детей, я постоянно ругался с нашими издателями: ну нельзя так писать для детей! — вспоминает художник былое. — Огромные, неудобоваримые тексты, которые не каждый-то и взрослый осилит. Хотя сейчас и таких-то авторов не осталось — для детей никто хорошие тексты не пишет. Замкнутый круг какой-то получается: художники не рисуют, писатели не пишут… Зато пустого глянца на книжных полках хоть отбавляй.

Книжки для взрослых Александр Шуриц тоже оформлял в избытке: и детективы, и романы, и исторические хроники. Но самая забавная история вышла с эпической хроникой Гомера, которую в 1988 году выпустило Западно-Сибирское книжное издательство…

Над «Илиадой» и «Одиссей» он трудился вдохновенно: античная тема проста и изысканна, но в то же время бесконечна, как космос. Все мужественные мужи Эллады и их верные подруги-жены были вписаны в окружность-микрокосмос и были кофейного цвета, как на древних греческих амфорах. Книги выходят — и Шуриц «падает»: в «Илиаде» герои кофейного цвета, как и были на оригиналах-эскизах, а в вот в «Одиссее» они почему-то насыщенного зеленого цвета… Оказалось, чтобы вечно пьяные работники типографии не перепутали картинки, руководство снабдило их памяткой — Одиссея — зеленая, Илиада — коричневая. Так и вышло.

— Можно много вспоминать историй, как мы оформляли книги, — вздыхает художник. — Но все они, к сожалению, канули в Лету — в наше время книжные издательства или перепечатывают иллюстрации давно умерших художников-оформителей, или прибегают к услугам компьютерного дизайна. Хорошо это или плохо — сказать трудно. Просто время наступило другое…

От прошлого времени в мастерской остались картонные коробки с литературными эскизами. В этой коробке — лежит «Хоббит», в другой — «Волшебник Изумрудного города». А на книжных полках — рядами приветы из детства, со страшным Бармалеем, красавцем Иваном-царевичем, принцессами на горошинах и синеглазыми пионерами… Кому-то они по душе, кому-то нет. Но именно это — свое, авторское понимание художником книги — и делало ее по-настоящему живой.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: