В санатории «Сосновка» состоялся организованный Европейским центром по правам цыган семинар «Язык вражды и права цыган».

Нескрываемая заостренность темы обсуждения была вызвана, по словам организаторов акции, стремлением встретиться с представителями прессы со всего
Естественно, Новосибирск был выбран для этой встречи не случайно. У всех на слуху события в Искитиме, где были сожжены дома цыган, в которых, как говорят местные жители, торговали наркотиками. И как заметил председатель комиссии по правам человека из Томска Борис Крейндель, именно наш город во многом задает тон решению вышеупомянутой проблемы: хочешь не хочешь географическое и статусное положение обязывает. К тому же, сказал консультант Института открытого общества и ЕЦПЦ Леонид Райхман, проблема прав цыган в России стоит острее, чем в Европе.
Отметим сразу, что и сам семинар, и круглый стол в его рамках получились весьма насыщенными по содержанию, и разговор вышел далеко за рамки обозначенной темы. Организаторы мероприятия в заключение откровенно сказали, что они опасались, как бы дискуссия не вылилась в горячее препирательство сторон. К счастью, они ошиблись. И цыганские активисты, и журналисты были довольно корректны и вместе пытались разобраться в причинах сложившейся ситуации. Цель этих заметок лишь обозначить канву дискуссии, круг проблем, о которых шел разговор в «Сосновке». А уж время и практика расставят все по своим местам.
К вопросу о времени
В последний раз автор этих заметок видел некое подобие цыганского табора лет пятнадцать назад рядом с остановочной платформой Ипподром, там, где сейчас платная автостоянка. Табором это палаточное поселение назвать было трудно, но факт: цыгане и по сей день склонны к перемене мест именно группами. К тому же эти группы довольно замкнуты, как замкнут сам по себе, несмотря на кажущуюся открытость, весь этнос. Но неумолимое время, а в последние десятилетия просто жестокое не только по отношению к цыганам, берет свое: чтобы выжить, нужно приспосабливаться. Вот они и приспосабливаются, кто как может. Одним в силу природных данных и обстоятельств повезло больше. У всех на виду и слуху известные всему миру творческие коллективы цыганской национальной культуры и имена Николая Сличенко, Валентины Пономаревой.
И любопытнейшая вещь: одна хорошо знакомая коллега совсем недавно рассказывала мне на полном «серьезе», что предсказания цыганки в ее личной жизни полностью сбылись. Это, как говорится, другая тема, но спрос,
А потом наступил просто облом: уже не первый раз в истории. На самых крутых витках спирали человек всегда ищет крайнего: кто виноват в том, что он плохо живет? Не хочется вспоминать гитлеризм, но ведь это было: одна из самых просвещенных наций физически уничтожила в концлагерях большую часть европейского бродячего племени. Сам видел в Освенциме цыганские бараки.
А в новой России тут еще и наркота как неизбежный спутник либерализма. Известно, что в тоталитарных режимах проблемы наркомании вообще нет потому, что решать проблемы с помощью топора довольно эффективно. И печально известный российский усатый вождь во время оно быстренько решил бы проблему цыган в целом, как он это сделал в годы войны с чеченцами и крымскими татарами. Не Освенцим, конечно, но валить бы цыганам
Однако просто так обвинять средства массовой информации в предвзятом отношении к цыганам, на мой взгляд, неверно: пресса всего лишь отражает жизнь. И хотя на семинаре были озвучены цифры, утверждающие, что уголовных дел по фактам торговли наркотиками именно представителей цыган не так уж и много, чуть за 10 процентов, но есть и другие данные. В недавней публикации «Известий» об искитимских событиях начальник
На семинаре один мой коллега горячо выразился примерно так: «При всем уважении к цыганскому народу я тоже ненавижу тех его представителей, которые распространяют наркотики!» Беда только в том, что подобная нетерпимость нередко проецируется общественным сознанием на цыган в целом.
А если взглянуть на вещи все же здраво?
Статистикой насчет
Один из моих новых знакомых, когда ехали в машине из «Сосновки», горько сказал примерно так: «В наркобизнесе цыгане тараканы.
Разные судьбы
Цыгане они разные. Как, впрочем, и русские. Но одно дело так называемая «титульная нация», и тут тем же «новым русским» стесняться за своих нищих соотечественников не приходится: у всех, видите ли, равные возможности, и перед законом все равны. Другое национальное меньшинство, цыгане, претерпевающие не только ломку экономического, политического и социального переходного периода, но и коренное переустройство всего исторически сложившегося уклада жизни. Четверть века назад мы все умилялись фильмом Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо». Ушел. Почти растворился в небытие как форма и образ цыганской жизни. Хотя родовые связи остались. И даже если не преувеличивать, смягчать понятия, то цыганское словечко «гаджо» «другой» в их цыганском племени
Тут видится две проблемы. Уже есть и хотела бы жить вполне по законам новой России весьма значительная часть цыган. Но грехи сородичей весьма существенно мешают. И другая: цыгане
На семинаре в «Сосновке» анализировалась большая подборка публикаций по наркопроблематике. Говорилось, что очень часто и без всяких аргументов наркобизнес приписывается цыганам. Порой прямо так и подчеркивается: известно, мол, чьих это рук дело. Со своей стороны журналисты, участники семинара, советовали представителям общин: если вы правы, не бойтесь и не стесняйтесь подавать в суд за оскорбление достоинства и за прямую клевету! Но тут же были приведены примеры, когда после суда цыганские семьи вынуждены были уезжать и скрываться. Другие журналисты клеймили позором и требовали чуть ли не расправы над своими недобросовестными коллегами. Тоже не выход. Совместными усилиями общество наломало дров уже немало. Решать ситуацию цивилизованными способами и руководствуясь только законом предстоит теперь многие лета. А решать надо. Никуда мы от этого не уйдем и никуда, как в известном анекдоте, Иванов, по словам надзирателя, не денется, потому что он, по сути, в одной «камере» с этим самым цыганом. Но, думается, закон, прописанный на бумаге, одно, а вот закон в сердце нечто большее. Мне лично, во всяком случае, по душе киношный дуэт Будулая Клавдии в исполнении великолепных Клары Лучко и Михая Волонтира. Сказка, конечно, ложь, да в ней намек. Не столько фантазией писателя Калинина рожден этот всенародно любимый сюжет, сколько самой нашей российской действительностью, а если «горячее» потребностью русского человека в любви, способностью и склонностью к прощению. Это, на мой взгляд, дороже и весомее всяких научных юридических трактатов и законов: перемелется, мука будет. Вот только бы мук поменьше!


