Новосибирск 0 °C

Школа стюардесс (местный вариант)

20.08.2005 00:00:00

Календарная дата: День воздушного флота России

Походкой королевы она проходит по салону, одаривая всех желающих чашечкой кофе и лучезарной улыбкой. Мужчины не могут оторвать от нее восхищенного взгляда, женщины с трудом скрывают ревнивую злость. А в кабине красавец пилот ласково обвивает ее талию мускулистой рукой, и белокрылый самолет мчит их к теплому морю…

Фото Сергея ПЕРМИНА

О такой жизни еще не так давно девочки мечтали примерно с такой же интенсивностью, как мальчики — о карьере космонавта. Сейчас в рейтинге девичьих грез «королевы красоты» — манекенщицы и фотомодели — существенно потеснили «королев высоты». Но зато «корочки» бортпроводницы заполучить гораздо реальнее, чем контракт со Славой Зайцевым. По крайней мере, в Новосибирске.

Будущие звезды небес осваивают азы профессии в Центре подготовки и сертификации авиационного персонала. Вид этого видавшего виды двухэтажного здания, примостившегося у въезда в аэропорт Толмачево, несколько сбивает романтический настрой. Группа из полутора десятков девушек и затесавшегося «в малину» молодого человека изучает технику безопасности. Вот это номер! Оказывается, видимая невооруженным глазом часть айсберга (красивое обслуживание пассажиров) — это не главное. А основная задача бортпроводников — обеспечение безопасности полета. Именно вокруг этого крутится основная часть учебных курсов. Устройство самолета, аварийно-спасательное оборудование, медицинское обслуживание, перевозки, география… Где романтика, где?

Со всеми приборами стюардессы должны быть на «ты». Фото Сергея ПЕРМИНА

На Украине, к примеру, в программу обучения стюардесс входит дефиле и визаж. В Нижнем Новгороде претендентки сперва проходят кастинг — на предмет приятности для глаза и «врожденного обаяния». У нас, в Сибири, — более утилитарный подход. Чтобы попасть на курсы бортпроводников, достаточно пройти медкомиссию. Правда, очень серьезную. Решение о профессиональной пригодности принимает ВЛЭК (врачебная летная экспертная комиссия): все-таки профессия тяжелая — ночные рейсы, перегрузки, постоянная смена часовых и климатических поясов… Недаром пенсионный возраст для стюардесс — 45 лет.

Все прошедшие медкомиссию допускаются к учебе. Трехмесячный курс обучения — платный, но довольно недорогой — четыре с половиной тысячи рублей. И… без гарантий трудоустройства. Уже после начала занятий (шесть дней в неделю по шесть часов) будущим стюардессам устраивают еще одну проверку на профпригодность — психологическое тестирование (вы представляете себе бортпроводницу, которая впадает в панику при первых признаках того, что что-то идет не так?). Тестирование проводит авиакомпания «Сибирь» — и, естественно, снимает кадровые «сливки». В смысле, соглашается принять на работу тех, кто, с их точки зрения, для этой работы годится.

Самый «вкусный» тренажер — сервировочный столик с напитками. Фото Сергея ПЕРМИНА

А что же остальные? Получают «свободный диплом». Правда, говорят, почти все трудоустраиваются. Причем в Москве, где бортпроводники в вечном дефиците. Посылают резюме, едут на собеседование — и становятся столичными жителями.

Практические навыки будущие стюардессы оттачивают на тренажерах. В спортзале, например, устанавливают надувной трап и гоняют по нему девочек туда-сюда до полного автоматизма. Учат управляться с тележкой. Наливать воду, демонстрировать бутылочку этикеткой вперед, держать полотенце. Улыбаться. «Ты личико кирпичиком-то не делай, ты на людей смотри! Вот если к тебе гости пришли, ты как к ним подходить будешь?» Или: «Да это же девушка, что ты ей бутылку показываешь, ты ей шоколад предложи!» В качестве «клиентов» — товарищи по группе. Но это пока. Потом, до получения корочек, надо будет еще отлетать тридцать часов в качестве стажера. Так сказать, отточить навыки в реальных условиях.

Ограничений по уровню образованности для кандидаток в стюардессы нет. Приходят и после вузов, и после школы. Есть расхожее мнение, что стюардесса должна, к примеру, хорошо знать иностранный язык, лучше — два. Для международных линий — да, должна. А на внутренних — необязательно. Базовый курс английского для бортпроводниц — 36 часов, с опорой на школьную базу. После этого можно вполне сносно отбарабанить на двух языках вступительную речь на тему «пристегните ремни и посмотрите, как можно, в случае чего, воспользоваться кислородной маской». Но если на внутренний рейс случайно занесет не говорящего по-русски американца, то с «непосредственным общением» могут возникнуть проблемы. С немцами и французами (даже на международных рейсах) та же песня: если случайно в составе экипажа окажется выпускница иняза, значит — повезло. Если нет — то нет. Официальный язык неба — английский.

Когда технику безопасности «сдали», можно подумать о внешнем виде. Фото Сергея ПЕРМИНА

Кстати, пилотов учат языку гораздо серьезней. 500 часов, с упором на специальную лексику. И специальное «летное» произношение. В сущности, это отдельный язык на базе английского — надо, чтобы и в исполнении китайца, и американца, и монгола все звучало одинаково понятно для всех.

Группа, которая сейчас проходит обучение в Центре подготовки и сертификации летного состава, — новички. Еще и месяца не прошло с момента набора, неба они еще не нюхали. Полны романтики. Лена Здерка, к примеру, мечтает о полетах, о встречах с интересными людьми. Катю Исаеву привлекает возможность «посмотреть мир». Кстати, Катя по образованию — учитель иностранного языка, так что в ее случае шансы на экзотику действительно есть. Работающие на международных линиях имеют неплохую возможность познакомиться с другими странами — промежутки между рейсами «туда» и «обратно» могут быть довольно серьезными — неделя, а то и больше. В таких случаях члены экипажа бесплатно живут в гостинице для летного персонала. За питание, правда, приходится платить из своего кармана. Но полагаются еще и суточные. Правда, авиакомпании сейчас стараются экономить и оплачивают только день прилета и вылета, оформляя остальные дни «простоя» как административный отпуск. Зато экзотика — и почти задаром. Хотя у любой медали есть две стороны: одно дело — провести летом неделю в Майами, а совсем другое — торчать зимой в Сургуте.

А вот получают бортпроводницы негусто. Еще недавно цифра варьировалась в районе 6–7 тысяч рублей, причем сильно колебалась в зависимости от часов, проведенных в полете. Стандарт — 40–50 часов в месяц. Это уже тяжело. Особенно если учесть, что в самолете надо оказаться примерно за два с половиной часа до вылета. А вылет обычно — утром, так что среди ночи надо ехать в Толмачево… Впрочем, всем авиапассажирам эта нервотрепка хорошо знакома. А летом, когда рейсов больше, время полетов может доходить и до ста часов (с учетом времени, проведенного в самолете до взлета и после посадки, получается почти восемь суток!). Но для таких трудовых подвигов требуется особый допуск.

Можно себе представить, как при таком графике работы у стюардесс с личной жизнью! Наиболее реальный вариант, пожалуй, коллеги — те самые красавцы пилоты, да. Есть, правда, еще надежда на влюбчивых пассажиров. Так, говорят, лет десять назад, когда только начинались рейсы в Арабские Эмираты, у многих бортпроводниц были матримониальные планы на шейхов. Тем более что у них и так обычно по нескольку жен, одной больше, одной — меньше… Правда, до сих пор ни одна новосибирская бортпроводница замуж за шейха так и не вышла. Так что всерьез на это дело рассчитывать не приходится. Хотя мечтать никто не запретит! И даже делать какие-то шаги по пути к этой цели. Набор на курсы бортпроводников проходит постоянно, каждый год сертификаты получают около ста пятидесяти человек. Главное — пройти медкомиссию. И дело в шляпе!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: