Календарная дата: День воздушного флота России
Походкой королевы она проходит по салону, одаривая всех желающих чашечкой кофе и лучезарной улыбкой. Мужчины не могут оторвать от нее восхищенного взгляда, женщины с трудом скрывают ревнивую злость. А в кабине красавец пилот ласково обвивает ее талию мускулистой рукой, и белокрылый самолет мчит их к теплому морю
Фото Сергея ПЕРМИНА |
О такой жизни еще не так давно девочки мечтали примерно с такой же интенсивностью, как мальчики о карьере космонавта. Сейчас в рейтинге девичьих грез «королевы красоты» манекенщицы и фотомодели существенно потеснили «королев высоты». Но зато «корочки» бортпроводницы заполучить гораздо реальнее, чем контракт со Славой Зайцевым. По крайней мере, в Новосибирске.
Будущие звезды небес осваивают азы профессии в Центре подготовки и сертификации авиационного персонала. Вид этого видавшего виды двухэтажного здания, примостившегося у въезда в аэропорт Толмачево, несколько сбивает романтический настрой. Группа из полутора десятков девушек и затесавшегося «в малину» молодого человека изучает технику безопасности. Вот это номер! Оказывается, видимая невооруженным глазом часть айсберга (красивое обслуживание пассажиров) это не главное. А основная задача бортпроводников обеспечение безопасности полета. Именно вокруг этого крутится основная часть учебных курсов. Устройство самолета,
Со всеми приборами стюардессы должны быть на «ты». Фото Сергея ПЕРМИНА |
На Украине, к примеру, в программу обучения стюардесс входит дефиле и визаж. В Нижнем Новгороде претендентки сперва проходят кастинг на предмет приятности для глаза и «врожденного обаяния». У нас, в Сибири, более утилитарный подход. Чтобы попасть на курсы бортпроводников, достаточно пройти медкомиссию. Правда, очень серьезную. Решение о профессиональной пригодности принимает ВЛЭК (врачебная летная экспертная комиссия):
Все прошедшие медкомиссию допускаются к учебе. Трехмесячный курс обучения платный, но довольно недорогой четыре с половиной тысячи рублей. И
без гарантий трудоустройства. Уже после начала занятий (шесть дней в неделю по шесть часов) будущим стюардессам устраивают еще одну проверку на профпригодность психологическое тестирование (вы представляете себе бортпроводницу, которая впадает в панику при первых признаках того,
А что же остальные? Получают «свободный диплом». Правда, говорят, почти все трудоустраиваются. Причем в Москве, где бортпроводники в вечном дефиците. Посылают резюме, едут на собеседование и становятся столичными жителями.
Практические навыки будущие стюардессы оттачивают на тренажерах. В спортзале, например, устанавливают надувной трап и гоняют по нему девочек
Ограничений по уровню образованности для кандидаток в стюардессы нет. Приходят и после вузов, и после школы. Есть расхожее мнение, что стюардесса должна, к примеру, хорошо знать иностранный язык, лучше два. Для международных линий да, должна. А на внутренних необязательно. Базовый курс английского для бортпроводниц 36 часов, с опорой на школьную базу. После этого можно вполне сносно отбарабанить на двух языках вступительную речь на тему «пристегните ремни и посмотрите, как можно, в случае чего, воспользоваться кислородной маской». Но если на внутренний рейс случайно занесет не говорящего
Кстати, пилотов учат языку гораздо серьезней. 500 часов, с упором на специальную лексику. И специальное «летное» произношение. В сущности, это отдельный язык на базе английского надо, чтобы и в исполнении китайца, и американца, и монгола все звучало одинаково понятно для всех.
Группа, которая сейчас проходит обучение в Центре подготовки и сертификации летного состава, новички. Еще и месяца не прошло с момента набора, неба они еще не нюхали. Полны романтики. Лена Здерка, к примеру, мечтает о полетах, о встречах с интересными людьми. Катю Исаеву привлекает возможность «посмотреть мир». Кстати, Катя по образованию учитель иностранного языка, так что в ее случае шансы на экзотику действительно есть. Работающие на международных линиях имеют неплохую возможность познакомиться с другими странами промежутки между рейсами «туда» и «обратно» могут быть довольно серьезными неделя, а то и больше. В таких случаях члены экипажа бесплатно живут в гостинице для летного персонала. За питание, правда, приходится платить из своего кармана. Но полагаются еще и суточные. Правда, авиакомпании сейчас стараются экономить и оплачивают только день прилета и вылета, оформляя остальные дни «простоя» как административный отпуск. Зато экзотика и почти задаром. Хотя у любой медали есть две стороны: одно дело провести летом неделю в Майами, а совсем другое торчать зимой в Сургуте.
А вот получают бортпроводницы негусто. Еще недавно цифра варьировалась в районе
Можно себе представить, как при таком графике работы у стюардесс с личной жизнью! Наиболее реальный вариант, пожалуй, коллеги те самые красавцы пилоты, да. Есть, правда, еще надежда на влюбчивых пассажиров. Так, говорят, лет десять назад, когда только начинались рейсы в Арабские Эмираты, у многих бортпроводниц были матримониальные планы на шейхов. Тем более что у них и так обычно по нескольку жен, одной больше, одной меньше
Правда, до сих пор ни одна новосибирская бортпроводница замуж за шейха так и не вышла. Так что всерьез на это дело рассчитывать не приходится. Хотя мечтать никто не запретит! И даже делать