Новосибирск
05.05.2005 00:00:00

Возведение объектов муниципальной собственности или их капитальный ремонт — особая сфера деятельности строительного комплекса

Новая подстанция «Скорой помощи» в Ленинском районе: стены уже есть, осталось сделать крышу. Фото Сергея ПЕРМИНА

За тем, как растут или обновляются школы, детские сады, поликлиники, больницы, наблюдаем мы все, ведь они для нас и строятся. И «незавершенок», «замораживания» и даже простоев здесь быть не должно — отлаженная схема взаимодействия власти и строителей может обеспечить своевременный ввод муниципального объекта в эксплуатацию. Новосибирску принадлежит первенство в Сибирском регионе по организации тендеров на строительство таких объектов. Но проведение тендеров еще не панацея при муниципальном строительстве и реконструкции, не гарантия того, что объект будет сдан в срок и на должном качественном уровне. Для этого необходим ряд обязательных условий. В том числе и четко реализованная система расчета со строительной компанией.

Сегодня любой прохожий, глядя, к примеру, на оставшийся незаасфальтированным кусок дороги, на ямы на проезжей части или на брошенный строителями объект, поставит диагноз — денег не хватило. И в 99 случаях из ста, наверное, будет прав.

Примеров тому достаточно. Скажем, по проведенным мэрией тендерам велись работы на пристройке к школе N 94 в Ленинском районе и пристройке к школе N 168 Железнодорожного района. Компания ООО «Плюс К», выигравшая тендер на строительные работы по 94-й школе, но до этого никоим образом себя на строительстве объектов в городе не проявившая, за четыре года закончить строительство не смогла и ушла с объекта. В конце концов, чтобы строительство пристройки закончить, муниципалитет был вынужден принять решительные меры: первый вице-мэр Владимир Шумилов и начальник УКСа Виталий Васильев договорились с руководителем компании «Промстройпроект» Константином Русевым, и уже эта организация довела строительство до завершения.

А пристройка к школе N 168 имеет уже более чем 10-летнюю историю. Даже при работе в две смены школе не хватает площадей столовой, гардероба, библиотеки, количества учебных классов. Заместитель начальника управления образования мэрии Николай Мезенцев надеется, что в этом году учебный блок и столовая будут сданы, а вот переход из школы в пристройку — вряд ли. Работы начинала компания «ПСО N 1«, получив этот заказ по тендеру, сейчас ситуацию спасает СУ-9.

Другой пример — строительство школы N 210 в Ленинском районе. Строительная компания «Союз-10», выполнявшая этот муниципальный заказ, справилась с ним за девять месяцев, успев к началу нового учебного года, хотя нормативный срок такого строительства — 17 месяцев. Причем на этом объекте выполнены современные технологические условия, позволяющие повысить качество и срок его эксплуатации. Школа вместила в себя не только учебные классы, кабинеты, столовую, два спортзала, но и «зимний сад», швейные мастерские, специализированные кабинеты, лаборатории и т. д. Здесь продумано все: мембранная кровля, которая не потребует специального обслуживания, чтобы избежать в зимнее время пресловутых сосулек, качественный линолеум — не на день и не на год, а на десятилетия эксплуатации именно в условиях школы, наконец, нескользкое крыльцо даже в период повсеместной гололедицы. Директор школы Людмила Юдина на вопрос: «Как работается в этом здании?» отвечает: «У меня много дел, но нет проблем«.

Генеральный директор «Союз-10» Александр Михайлов при заключении договора с мэрией на строительство этой школы пошел на условия оплаты заказа в 2005 году. Такая отсрочка платежей достаточно солидная для строительного рынка. При этом никто не снял со строительной компании ответственность за банковские кредиты, взятые на строительство. Расчеты с застройщиком были включены в бюджет города 2005 года и должны были быть произведены равномерно в срок до 30 апреля. Но на дворе уже май, школа отработала целый учебный год, а застройщик денег пока так и не получил.

— Я за диалог, — признается Александр Михайлов. — Да, остановить работы до поступления денег — тоже, наверное, своего рода рычаг в устранении финансовых недоразумений, только в этом случае страдают, прежде всего, люди, для нужд которых эти объекты и строятся. А это нечестно. Есть другой, цивилизованный путь решения проблем подобного рода — изначально отладить механизм партнерских отношений власти и строителей. Мы городу — качественно и в срок выполненные объекты, а город нам — своевременный расчет. Нужна продуманная муниципалитетом строительная политика плюс ее четкая реализация. Думаю, что при формировании городского бюджета на строительство и реконструкцию сначала должны определяться объекты, в которых в первую очередь нуждается город, потом — просчитываться стоимость строительных работ, а соответствующие структуры мэрии должны заниматься наполнением бюджета и выполнением своих финансовых обязательств перед подрядчиками, которые эти работы и выполняют. Так остаются удовлетворенными все: муниципалитет как заинтересованная сторона в выполнении заказа с самого начала знает, во сколько ему обойдется строительство, а застройщик уверен, что получит деньги по факту заключенных договоров. Мы вкладываем свои деньги в строительство по законам бизнеса: исполнение обязательств муниципалитета должно быть обязательным. При этом, выплачивая деньги подрядчику, муниципалитет должен спрашивать с него и качество. Рынок есть рынок, и его законы диктуют: нет качества — нет и расчетов! Я считаю это нормальным. И тогда не будет таких случаев, когда через неделю после сдачи объекта начинает сыпаться штукатурка. Застройщик сам будет заинтересован в качестве своей работы, и не только для того, чтобы сохранить свою деловую репутацию, но и чтобы получить за работу деньги. Убежден, что в реализации такой схемы нет ничего сложного. Просто нужна четкая, выверенная и ответственная работа партнеров — муниципалитета и строителей.

Рациональное расходование бюджетных средств — это прерогатива чиновников. Налогоплательщики, которые наполняют бюджет, тоже не хотят, чтобы эти средства разбазаривались. На стройке два бога — «Качество» и «Срок строительства». Именно сокращение сроков строительства ведет к снижению накладных расходов и снижению стоимости строительства в целом. Рост цен в строительстве значительно опережает официальные темпы инфляции и стоимость банковских кредитов. За 2004 год стоимость ресурсов в среднем увеличилась на 34 процента, в 2005 году рост продолжается. Своевременное привлечение инвестиций для строительства муниципальных объектов тоже ведет к значительному их удешевлению. Перегружать бюджет нельзя, но и недофинансировать возведение объектов тоже нельзя. Основным критерием при проведении так называемых тендеров на подрядные работы должны стать репутация предприятия и способность выполнить заказ в нормативные сроки на договорных условиях. Муниципальный заказ для строительных подразделений не является привлекательным с экономической точки зрения. У него есть другое — социальная значимость объекта. За качество выстроенных жилых домов строителю благодарны инвесторы. За школу — тысячи детей и родителей.

Инспектируя подстанции «Скорой помощи« Ленинского района в августе прошлого года, мэр Владимир Городецкий высказал мнение, что эксплуатировать дальше две существующие ныне подстанции небезопасно, а капитально их ремонтировать — деньги на ветер. И решение этой проблемы откладывать нельзя. »Союз-10« принял предложение муниципалитета на строительство новой подстанции. Расположится она на перекрестке улиц Титова и Троллейной. Весь риск по финансированию взял на себя «Союз-10». Ориентировочная стоимость объекта известна. После получения полного пакета документации ее можно уточнить, причем до подписания договора муниципалитет должен проверить все объемы и утвердить стоимость. Но о значительной экономии бюджетных средств можно говорить уже сейчас. Работы над новой подстанцией начались в ноябре 2004 года. Ее проектированием занимается АПМ-6 «Новосибгражданпроект«. Новая подстанция — современное здание с удобно расположенными техническими службами и автопарком на 30 автомобилей. В декабре 2004 — январе 2005 года здесь были вбиты первые сваи, а сегодня — возведены стены и внутренние перекрытия. Ее мощность будет в два раза больше, чем у двух старых вместе взятых: она исправно и в полном объеме будет удовлетворять нужды жителей Ленинки на ближайшие лет тридцать. Руководитель «Союза-10» считает, что при хороших условиях сроки строительства сократятся более чем вдвое. Нормы проектирования объекта — 12 месяцев, строительства — 15. Но работа идет, что называется, «с листа», и строители говорят, что при таких темпах к сентябрю ее можно уже и сдать.

А «хорошие условия» — это финансирование, или, если говорить точнее, выполнение обязательств заказчика перед подрядчиком за уже сданные в эксплуатацию объекты. Нельзя нарушать цепочку, ведь это бизнес, участниками которого являются отнюдь не две стороны, как это кажется на первый взгляд, — строительные компании обременены «кредитной массой» и помимо вкладывания денег в новый объект должны своевременно еще и отдавать банковские кредиты за предыдущие.

Поэтому главным в решении вопроса муниципального строительства, его качества и темпов становится ответственность. Ответственность за качество своей работы, за выполнение взятых на себя обязательств, за город, в котором мы все живем.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей