К сожалению, птицы не успели основательно подготовиться к очередному витку-рывку технического прогресса - эре воздухоплавания. Не осознали пернатые опасности, таящейся в воздушных судах. Да и человек как-то не сразу сообразил, что безобидная птичка может запросто отправить обратно на землю добротный летательный аппарат, а его пассажиров на небеса, только еще выше и в другом качестве.
...В 1912 году над побережьем Калифорнии произошло первое столкновение аэроплана системы «Райт» с чайкой, завершившееся обоюдно трагически.
И пошло, и полетело!
В том же 1912 году ласточка, попавшая в пропеллер аппарата «Блерио», заставила русского летчика Кузьминского идти на посадку.
И это было только начало освоения воздушного океана: аэроплан был диковинкой... А дальше число авиапроисшествий стало расти параллельно с числом полетов.
...В Индии в 1983-1988 годах отмечено 800 столкновений только с грифами и коршунами, в результате погибло 25 машин с экипажами и пассажирами.
Впрочем, что за примерами в Индию ходить: в прошлом году во время взлета и посадки в аэропорту Толмачево произошло восемь случаев столкновения с птицами. К счастью, обошлось без аршинных заголовков в газетах: последствия всех восьми столкновений более чем скромны и в официальном документе выглядят примерно так: «Попадание птицы в двигатель N 1 (либо переднюю ногу шасси, носовой обтекатель, правое крыло). Без повреждений».
В общем, без сенсаций. Чему мы все, как потенциальные пассажиры, очень рады.
Но бывает и похуже. В германском аэропорту Ганновер заходил на посадку Ил-86 из Новосибирска. Птичка, попав в двигатель махины, вывела его из строя. «Черный ящик» объективно и честно все рассказал. От виновницы, конечно, ничего не осталось. Но на каком этапе произошло столкновение с птицей, выяснить сложно, поэтому расходы по ремонту двигателя взяла на себя пострадавшая авиакомпания «Сибирь». Так что любая птичка и для наземных служб, и для авиакомпаний может оказаться золотой: ремонт двигателя - это миллионы рублей.
Птичку жалко... Пассажиров и экипаж тем более Птичку, бесспорно, жалко.
Но своеобразие давних взаимоотношений людей и птиц заключается в том, что потерпевшими в этом конфликте стали обе стороны (несчастных собак и кошек лихие автомобилисты давят безнаказанно). Поэтому люди, решили бороться с птицами (кстати, это и в интересах пернатых) основательно.
Основательно и педантично. Как писал один мой коллега: «Не люблю скучных людей за столом, а потому уважаю наших за бесшабашность и веселье, которое тянется до утра. Но самолет, на котором мне лететь, пусть готовит в рейс скучный, трезвый и выспавшийся педант».
В этом смысле авиаторы педантичны во всем. Не многие знают, что существуют даже нормативные документы по авиационной орнитологии, где все расписано «от сих до сих».
Ворона знает всех летчиков в лицо
Виктор Борисович Веселов, заместитель начальника инспекции по безопасности полетов аэропорта Толмачево, говорит: «Наши инструкции лучше всех изучили вороны». В шутке - лишь доля шутки. Вороны (и это вполне серьезно) при полетах над территорией аэропорта точно копируют схему взлета и посадки вертолетов, которые не должны мешать самолетам... А вороны умудряются не мешать ни тем, ни другим. Как им это удается?
Чтобы ответить на этот и другие вопросы, сотрудники аэродромной службы аэропорта Толмачево постоянно изучают (только одно обследование стоит 350 тысяч рублей) орнитологическую ситуацию, которая со временем меняется. Недавно близ территории были обнаружены чайки, почему-то решившие разнообразить речной рацион болотным.
Конечно, в полетах пернатых есть закономерности. Самые опасные - это мигрирующие крупные птицы и молодняк, но иногда возникают и непредвиденные вещи. Аэропорт планировал приобрести импортную акустическую биоустановку (стоит она немало - 10 тысяч долларов), которая должна записью тревожных криков птиц отпугивать их сородичей от взлетной полосы. Кстати, крики эти записали в США. Наши галки не поняли английского и продолжали спокойно летать вокруг. И ладно бы американских не поняли - сибирские птицы и на московских плюнули. Пришлось бы записывать своих, с сибирским диалектом. Решили, что эффект от такой установки сомнителен. Начальник аэродромной службы Виктор Алексеевич Квасов, перечисляя арсенал средств борьбы с птицами, подчеркнул, что все они хороши в комплексе.
Пугало эффективно три дня. А потом его даже самая маленькая пичужка не испугается. Биоустановка - тоже не панацея. Плевать на нее, если на аэродроме самые вкусные червяки обитают.
Вот ружье - это страшно. Особенно когда на охоту выходит снайпер, подполковник в отставке, бригадир аэродромной службы Юрий Александрович Финчурин.
Птицы разлетаются, едва завидев соответственно раскрашенный «уазик». Знают: пощады не жди. Хотя, конечно, главная задача снайпера - распугать птиц.
В руководство по авиационной орнитологии экологи по доброте душевной вставили пунктик: поймай птичку и увези ее за 50 километров от аэропорта.
Здесь авиаторы юмористически переглядываются. Во-первых, птичка вернется на аэродром быстрее того, кто ее увез; во-вторых, какой дурак будет оплачивать все эти поездки?! Вот если увезти километров за пятьсот от аэропорта того, кто валит вокруг мусор, - толку было бы больше.
Галки и свалки
Любые дорогостоящие меры (а их принимает аэродромная служба по полной программе) меркнут перед российским разгильдяйством.
К примеру, по правилам все строительные и сельхозработы должны согласовываться с руководством аэропорта...
- А с другой стороны, - говорит Виктор Алексеевич Квасов, - кто может запретить совхозу сеять на его полях? Нас никто не спрашивал, можно ли начать торфоразработки близ аэродрома. А теперь там чайки прописались...
Свалка близ Павино (недалеко от аэропорта) - притча во языцех. Так называемые твердые бытовые отходы, в которых море корма для птичек и грызунов (а значит и хищных птиц), туда свозятся давно. В новых экономических условиях частное предприятие взяло на себя обязанности по захоронению отходов, но выросла цена за услуги - мусор принимают по 40 рублей за кубометр.
И, судя по всему, эта цена оказалась для многих неподъемной. Как отмечается в документах, санитарные службы города Обь, военные стараются, к великой радости птичек, свалить мусор где попало.
- Мы «где попало» мусор не сваливаем, - заверил меня директор МУП саночистки и благоустройства города Обь Николай Гаврилович Махновец. - Мы вообще хотим уйти с этой свалки, на новом месте организовать переработку отходов. С местом пока не решили, а на прежней свалке нам пока гектар отвели...
Оптимизм Николая Гавриловича радует. Как радует и то, что руководителя МУП беспокоит безопасность полетов. И понятно его недовольство высокими ценами за кубометр отходов.
Беспокоит другое: анонимные свалки близ аэродрома не исчезают, а все отнекиваются как могут. А свалка свалке рознь. Если где-то далеко от аэропорта это экологическая и эстетическая проблема, то вблизи взлетной полосы - вопрос жизни и смерти. И меня как пассажира мало волнуют уважительные причины, по которым народ валит мусор где попало.
...15 апреля в 12 часов 18 минут во время взлета на аэродроме НАПО имени Чкалова разбился фронтовой бомбардировщик Су-24МК. Как установила комиссия, причиной крушения были птицы...
Факты
Американский стратегический бомбардировщик Б-1Б направлялся со скоростью 700 км/ч на высоте 500 м к аэродрому в Колорадо. Внезапно машина содрогнулась от сильного удара по гондоле двигателя, вспыхнул пожар, громадный самолет накренился, перевернулся и рухнул на землю. Причиной катастрофы был пеликан.
***
Пробовали запускать радиоуправляемые макеты соколов, ястребов и других хищных птиц. Но они весьма дороги, не выдерживают сильных порывов ветра. Поучительный случай произошел в 1983 году в США, когда макетами пытались разогнать огромную, в 150 тысяч особей, стаю скворцов - после столкновений с ними погибли три аппарата.
Использовали и обученных хищных птиц, но, как выяснилось, в пылу охоты они сами нередко «попадают под самолет».
***
В небе Эфиопии в сентябре 1988 года стая голубей взмыла перед взлетающим «Боингом». Летчики с трудом посадили в поле подбитый самолет, но 34 пассажира погибли, а 100 получили ранения.
***
Французы соорудили рядом с одним из аэропортов ярко освещенную, огороженную площадку куда принялись свозить объедки из окрестных отелей. И что же? К «столу» стало собираться до трех тысяч чаек - на беспокойную ВПП их больше не тянет.
***
Зарегистрирован и своего рода рекорд - прямое попадание грифа в двигатель самолета, летевшего на высоте 12 км над Африкой. О последствиях таких инцидентов можно судить хотя бы по силе встречного удара - она достигает 30 тонн!