К 60-летию Сибирского
Продолжение, начало в «ВН» от 19, 22, 26 апреля 2005 года
Постановочная часть
Любой спектакль требует декораций, костюмов, сценических эффектов и проч. Все это нужно
Из разговоров с бывшим завпостом театра Георгием Яновичем Регино выяснилось, что еще в 1931 году он семнадцатилетним мальчишкой пришел на строительство театра (строительство театра тогда Дома науки и культуры, начато в 1931 году, в 1941 году практически готовое здание законсервировано, в 1942 принято решение правительства о срочной достройке театра. Ред.),
В бутафорском цехе мне удалось отыскать Марию Нечаеву. Она как устроилась в театр бутафором еще в те годы, так и работает в нем поныне.
Сколько вам было тогда лет, Мария Андреевна?
Да совсем девчонка была:
А как вы сюда пришли?
Да как
шла по улице, вижу объявление: приглашают, ну и зашла
Помню, к «Ивану Сусанину» я чашу
Пытался я найти и других участников той премьеры. Начальник бутафорского цеха Каратаев, как оказалось, премьеры не видел: работал еще на строительстве театра, но с началом войны ушел на фронт, затем
«Сцена во дворце короля Сигизмунда сделана с необычайной пышностью. Шляхта в зеленых, красных,
Конечно, эта цитата характеризует не только постановочную часть, но и работу художников спектакля. Декорации были выполнены по эскизам Константина Юона при творческом участии Ивана Назарова.
Сам Юон оформлял спектакль в нашем театре!
С Юоном, понятное дело, лично переговорить не удалось. Но «тема Юона» время от времени возникала в беседах с другими участниками спектакля.
Исидор Зак:
Юон в Новосибирск не приезжал, он присылал эскизы из Москвы, и они уже на месте «переводились на театральный язык» нашим главным художником Иваном Семеновичем Назаровым
Юон, конечно, был большим художником, но в театральной живописи, в специфике театра он понимал мало, и его приходилось «приспосабливать». В нашем театральном музее сохранился только макет, сделанный по юоновскому эскизу
Иван Назаров, судя по всему, был далеко не новичком в деле художественного оформления спектакля, если ему доверили «переводить на театральный язык» самого Юона. Я мог бы переговорить и хоть
Эскизов Юона к «Ивану Сусанину» я не нашел. В одном из каталогов удалось найти лишь эскизы, созданные им к постановке «Бориса Годунова» в Большом театре, что давало хотя бы некоторое представление о работе Юона как театрального художника вообще
Окончание следует
Юон Константин Федорович
Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в мастерской Валентина Серова.
С 1901 года участник художественных выставок. Член объединения «Мир искусства». В 1903 году один из организаторов «Союза русских художников».
С 1925 года член АХРР.
Автор жанровых и исторических композиций, пейзажей и портретов.
Работал как художник театра. В 1913 году принимал участие в антрепризе С.П. Дягилева в Париже, оформив постановку оперы М. Мусоргского «Борис Годунов» для Театра Елисейских полей. Картины Константина Юона находятся в Государственной Третьяковской галерее.
Основным жанром творчества Юона на протяжении всей его жизни оставался лирический пейзаж, где увлечение импрессионизмом удивительным образом соединялось с верностью традициям русского реализма второй половины XIX в. Подобно Рябушкину и Кустодиеву, Юон любил русскую старину, ее декоративность и красочность. На его памяти произошло открытие древнерусской иконописи. Реставраторы стали расчищать иконы и обнаружили яркие, чистые цвета. Все это повлияло на формирование его манеры. Видимо, именно любовь Юона «к русской старине» с ее красочностью и декоративностью и верность традициям реалистической живописи и определили решение пригласить его в качестве оформителя первого сибирского «Сусанина», который предполагался прежде всего произведением эпическим, красивым, с суровым русским колоритом, где бы история и современность соединялись единой великопатриотической идеей. Ред.