70 лет назад в Новосибирске появился трамвай
В последнее время трамвай не пользуется особой популярностью у горожан: грохочет, движется медленно, зимой холодно Гораздо удобнее метро или автобус. Но тогда, в далекие тридцатые, трамвай был самым удобным и современным видом транспорта.
Давайте попробуем окунуться в атмосферу тех дней
О трамвае мечтали еще в 1914 году
Впервые о трамвае в Новониколаевске заговорили в начале 1914 года, еще до начала Первой мировой войны. Русское
Денег таких не было шла война, и строительство решили отложить. А после революции было уже не до трамвая Но город рос территория его расширялась, количество жителей увеличивалось. Проблему перевозок с помощью извозчиков решить уже было нельзя. Городские власти стали думать: какому виду транспорта отдать предпочтение автобусу или трамваю. Вначале решили, что автобус будет лучше. Но потом решили, что дороги плохие, и решили дело в пользу трамвая.
С августа 1931 года начались подготовительные работы. В июне
Кто строил трамвай?
В строительстве принимал участие почти весь город. Помогали трудящиеся хлебокомбината, фабрики ЦК союза швейников, института транспорта, Октябрьский райком и райсовет, мылзавод.
Поначалу была проблема с кадрами. Специалистов не хватало, их пришлось готовить самим. Вагоновожатых учили опытные инструкторы Московского трамвайного треста. Из сорока человек половина вагоновожатых женщины.
Активно привлекали на строительство правонарушителей. «Путем массовой
В результате трамвайный путь был готов. Уложено 768 тонн рельсов, 60 тонн скреплений, 15200 штук шпал, вынуты десятки тысяч кубометров земли. Построили первую трамвайную линию протяженностью четыре километра. Маршрут был такой: вокзал улица Челюскинцев улица Гоголя Ипподромский базар Серебренниковская Семипалатинская Красный проспект улица Вегмана до поликлиники.
Пуск трамвая планировался на 7 ноября 1934 года. Однако только к 23 ноября сумели получить преобразованный постоянный ток и зарядить им воздушную сеть.
В ночь с 23 на 24 ноября произвели испытание трамвайной линии: «В пробеге участвовало два состава вагонов. Пробег прошел вполне удачно».
Тысячи трудящихся пришли смотреть
Официальное открытие трамвайного движения было назначено на 10 часов утра 26 ноября. Однако «еще с девяти часов утра по улице Гоголя, около трамвайного парка необычное оживление. Тысячи трудящихся окружили два трамвайных поезда, готовых начать движение. Первый поезд повезет бригаду трамвайного треста и трамвайного строительства. Бригада едет рапортовать горсовету и горкому ВКП(б) об успешном окончании работ первой очереди и об открытии трамвайного движения».
10 часов 20 минут поезд тронулся к горсовету. Его ведет
10 часов 40 минут бригаду работников трамвайтреста и трамвайного строительства принимает президиум горсовета.
С рапортом о досрочном пуске трамвая выступил начальник первого участка
Рапорт принял и обратился с ответной речью к строителям председатель горсовета Ялухин. Он отметил, что это событие политической важности.
После беседы в 11 часов 22 минуты строители вместе с членами президиума горсовета поехали на трамвае к вокзалу. Через семь минут они уже были на месте.
Первый день работы трамвая
В 11 часов 53 минуты 26 ноября 1934 года трамвай, переполненный пассажирами, отправился в первый рейс. Движение продолжалось до часу ночи. Курсировали два поезда и третий добавочный. За день было сделано 25 рейсов, перевезли 5945 пассажиров.
Расписание движения было такое: с пяти часов утра и до полвторого ночи. Рейс со всеми остановками длился 22 минуты. Интервалы на конечных пунктах составляли
В числе первых водителей трамвая была А. П. Забелина, впоследствии проработавшая в трамвайном хозяйстве города более 20 лет.
«Первые трамваи были деревянными и очень шумными. Зимой они не отапливались. Двери закрывали вручную, а кабина управления находилась и впереди, и сзади маршруты заканчивались не кольцом, а тупиком«.
Люди буквально осаждали трамвай. Кто спешил на работу, кто просто так хотел прокатиться на
Планы были грандиозные. К началу
Трамваи врезались в машины и лошадей
Любой вид транспорта небезопасен для пассажиров. Трамвай не составляет исключение. С увеличением количества трамвайных линий и пассажирского потока катастрофически росло число
К сожалению, пассажиры сами не соблюдали правила дорожного движения. Новосибирцы очень любили запрыгивать и спрыгивать на ходу, ехать на ступеньках вагонов. «Очень часто кондукторы отправляли поезда, когда на входных дверях висел «рой пассажиров». Особенно безобразно вели себя дети поэтому чаще всего жертвами становились именно они. Вблизи Ипподромского базара в результате неудачного прыжка мальчик остался без обеих ног. Некоторые любители прыжков лишались не только ног, но и жизни. Не повезло работнику артели «Кожкомбинат»: прицепившись за поручни с левой стороны вагона, он внезапно сорвался и упал на землю. Но колесами его потащило под поезд. Услышав крики, вагоновожатый пытался остановить трамвай, но не сумел. Когда подходили к стрелке, ударом о контррельс пострадавшему размозжило голову.
Иногда случались сходы вагонов с рельсов. Только за два месяца 1936 года было зарегистрировано шесть таких случаев. Причиной чаще всего была неисправность ходовой части моторных вагонов. Но в сентября 1940 года виной всему оказался камень, который попал в желоб между рельсами. На повороте около сада имени Сталина трамвай от резкого толчка сошел с рельсов, а моторный вагон стал поперек пути.
Бывало, что трамваи сталкивались «лоб в лоб». В результате такого столкновения, которое произошло через год после открытия линии, получили повреждения и ушибы семь человек.
Однажды трамвай столкнулся даже с лошадью. Незадачливый мужичок, несмотря на сигналы приближающегося трамвая, пытался переехать трамвайный путь. Вагоновожатый затормозил, но было уже поздно. Трамвай сшиб телегу и вместе с ней возницу.
Чаще всего новый вид транспорта сталкивался с автомашинами. В 1938 году в районе Сибмашстроя грузовая машина с пятитонным грузом пыталась переехать трамвайный путь, но «была сшиблена шедшим к заводу трамваем«. К счастью, никто не пострадал.
Крупная авария произошла 23 ноября 1940 года на Большевистской улице. Столкнулись машина и трамвай. К этому месту с большой скоростью подъехала легковая машина
Есть ли сегодня место трамваю?
В истории развития трамвайного движения всякое бывало то спад, то подъем. Если до войны трамвайная сеть постоянно развивалась, то во время Великой Отечественной пришлось очень тяжело. Тогда вся тяжесть легла на женские плечи. План по перевозке пассажиров не выполнялся, рельсы и вагоны износились. Вместо 83 вагонов ходовыми были всего лишь 35. Но самым трудным оказался
Максимальная протяженность трамвайных путей была достигнута
С 1998 года трамвайных депо оставалось только два Октябрьское и Ленинское. Протяженность линий составляет сегодня 165,7 км. Количество трамваев и маршрутов тоже сократилось. Сейчас в эксплуатации находится 207 трамваев. Однако городские власти считают, что у этого вида транспорта есть будущее. Управление пассажирских перевозок мэрии Новосибирска разработало перспективную программу развития трамвая. Особенно это важно для Кировского и Ленинского районов. Кстати, современный трамвай вместительный, экономичный, безопасный и экологичный вид транспорта.