Перестройка гигантской отрасли железнодорожного транспорта, ее реформирование не может не коснуться и энергоснабжения. Об этом наша сегодняшняя беседа с начальником «Энергосбыта»
Евгений Юрьевич, совсем недавно железнодорожники отмечали
Вы правы, задачи предстоит решать огромные. И хотя
Основные направления «Энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года» предусматривают не только дальнейшее развитие электрификации дорог, но и снижение энергоемкости перевозочного процесса и удельных затрат на энергопотребление во всех сферах деятельности железнодорожного транспорта (тяга, обеспечение энергоресурсами инфраструктуры, оказание услуг, эксплуатация, ремонт, производство, социальная сфера), снижение потребности в энергоносителях и затрат на их приобретение. Экономия ресурсов это приоритетная задача.
В обычной жизни службы энергосбыта озабочены преимущественно реализацией своей продукции электроэнергии, чтобы потом получить за это соответственно деньги
Нет, на железной дороге наши функции другие, они намного шире, чем просто энергоснабжение. Мы часть огромного хозяйственного механизма и потому призваны содействовать обеспечению его жизнедеятельности с наименьшими затратами. Основная их доля на Запсибе приходится на электроэнергию. Ведь 97 процентов перевозок у нас осуществляется на электрической тяге. На магистрали работают более 180 тяговых подстанций.
Впечатляющие цифры. То есть все новые подъездные пути либо к предприятиям, либо к вновь возникающим угольным разрезам в Кузбассе тоже сразу сооружаются на электрической тяге?
Разумеется. Сейчас мы работаем на дороге по уже созданному механизму постоянного мониторинга: оценивается результативность проводимых мероприятий энергоснабжения и сбережения энергии. Создается ежегодная программа экономии ТЭР, проводится ежемесячный анализ расходов всех видов топлива и энергии. Ежегодно наиболее энергоемкие предприятия дороги подвергаются углубленному энергоаудиту, проверке.
Пока электроэнергии нам хватает. Здесь надо выделить несколько моментов:
Сейчас Запсиб действует на территориях пяти регионов России. Вы рассчитываетесь с поставщиками электроэнергии по разным тарифам?
Пока да. Это создает, конечно, дополнительные трудности в расчетах, но реальные затраты на производство электроэнергии в разных регионах различные. Самые высокие тарифы установлены в Алтайском крае и Томской области. Согласно реформе энергетического комплекса страны будет сформирован оптовый рынок электроэнергии. Предполагается, что это упростит и удешевит потребление энергии для отраслей и предприятий, имеющих доступ к оптовому рынку. Но говорить конкретно, как это будет, пока, пожалуй, преждевременно.
Какую конкретно тактическую задачу решаете в текущем году?
В связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» с 1 января 2005 года юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по приобретению электрической энергии и ее реализации.
Какое это имеет отношение к вашей службе?
Самое прямое. Через наши подстанции получают электроэнергию не только наши предприятия, но и тысячи жителей прилегающих населенных пунктов, больницы, детские сады, мелкие предприятия частной собственности и т.д. Но отныне нам запрещено перепродавать электроэнергию, что мы делали. Значит, все иные потребители сейчас должны заключить договоры с другими энергосбытовыми организациями, не входящими в состав железнодорожного транспорта. А мы будем получать компенсацию за услуги по передаче электроэнергии. Это очень важный момент. И если прежний пользователь электроэнергии получает от нас уведомление о прекращении действия договора, то это совсем не значит, что дорога оставляет его ни с чем. Нужно просто перезаключить договор с другими энергосбытовыми организациями с соответствующими полномочиями.
Как говорится, реформы реформами, а люди ни в коем случае не должны от них страдать. А мы в свою очередь обязуемся сделать все возможное, чтобы учесть интересы потребителей.