Новосибирск 0 °C

От реформы энергоснабжения люди должны только выиграть

28.10.2004 00:00:00

Перестройка гигантской отрасли железнодорожного транспорта, ее реформирование не может не коснуться и энергоснабжения. Об этом наша сегодняшняя беседа с начальником «Энергосбыта» Западно-Сибирской железной дороги Евгением Чударовым.

— Евгений Юрьевич, совсем недавно железнодорожники отмечали 75-летие электрификации железных дорог России. По этому поводу немало было сказано и написано добрых слов. Но сегодня любой праздник на дороге — это не только подведение итогов, но и определение задач на завтра. Чем сегодня в первую очередь озабочен «Энергосбыт» ЗСЖД?

— Вы правы, задачи предстоит решать огромные. И хотя Западно-Сибирская железная дорога обладает одной из самых протяженных в России (4,2 тыс. км) сетью электрифицированных железных дорог, энергетикам предстоит сделать еще очень многое.

Основные направления «Энергетической стратегии железнодорожного транспорта на период до 2010 года и на перспективу до 2020 года» предусматривают не только дальнейшее развитие электрификации дорог, но и снижение энергоемкости перевозочного процесса и удельных затрат на энергопотребление во всех сферах деятельности железнодорожного транспорта (тяга, обеспечение энергоресурсами инфраструктуры, оказание услуг, эксплуатация, ремонт, производство, социальная сфера), снижение потребности в энергоносителях и затрат на их приобретение. Экономия ресурсов — это приоритетная задача.

— В обычной жизни службы энергосбыта озабочены преимущественно реализацией своей продукции — электроэнергии, чтобы потом получить за это соответственно деньги…

— Нет, на железной дороге наши функции другие, они намного шире, чем просто энергоснабжение. Мы — часть огромного хозяйственного механизма и потому призваны содействовать обеспечению его жизнедеятельности с наименьшими затратами. Основная их доля на Запсибе приходится на электроэнергию. Ведь 97 процентов перевозок у нас осуществляется на электрической тяге. На магистрали работают более 180 тяговых подстанций.

— Впечатляющие цифры. То есть все новые подъездные пути либо к предприятиям, либо к вновь возникающим угольным разрезам в Кузбассе тоже сразу сооружаются на электрической тяге?

— Разумеется. Сейчас мы работаем на дороге по уже созданному механизму постоянного мониторинга: оценивается результативность проводимых мероприятий энергоснабжения и сбережения энергии. Создается ежегодная программа экономии ТЭР, проводится ежемесячный анализ расходов всех видов топлива и энергии. Ежегодно наиболее энергоемкие предприятия дороги подвергаются углубленному энергоаудиту, проверке.

Из-за спада промышленного производства мы как-то отвыкли от сообщений в прессе типа: «Режимный коэффициент ограничения и мощности потребления электроэнергии на ближайшие сутки устанавливается такой-то». Не опасаетесь повтора ситуации?

— Пока электроэнергии нам хватает. Здесь надо выделить несколько моментов: все-таки железнодорожный транспорт как кровеносная система экономики страны всегда снабжался по приоритетной схеме. Уровень потребления энергии в целом по дороге составляет около шести процентов от общего потребления. В отдельных регионах побольше, в других — поменьше. В Новосибирской области и Новосибирском отделении дороги — где-то 14–15 процентов. Здесь огромный, мощнейший за Уралом транспортный узел. Но все равно мы стремимся жестко экономить. Для этого есть много путей в повышении эффективности режимов тяги, в модернизации действующей технологии, внедрении нового энергоемкого оборудования и т.д.

— Сейчас Запсиб действует на территориях пяти регионов России. Вы рассчитываетесь с поставщиками электроэнергии по разным тарифам?

— Пока да. Это создает, конечно, дополнительные трудности в расчетах, но реальные затраты на производство электроэнергии в разных регионах различные. Самые высокие тарифы установлены в Алтайском крае и Томской области. Согласно реформе энергетического комплекса страны будет сформирован оптовый рынок электроэнергии. Предполагается, что это упростит и удешевит потребление энергии для отраслей и предприятий, имеющих доступ к оптовому рынку. Но говорить конкретно, как это будет, пока, пожалуй, преждевременно.

— Какую конкретно тактическую задачу решаете в текущем году?

— В связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» с 1 января 2005 года юридическим лицам запрещается совмещение деятельности по приобретению электрической энергии и ее реализации.

— Какое это имеет отношение к вашей службе?

— Самое прямое. Через наши подстанции получают электроэнергию не только наши предприятия, но и тысячи жителей прилегающих населенных пунктов, больницы, детские сады, мелкие предприятия частной собственности и т.д. Но отныне нам запрещено перепродавать электроэнергию, что мы делали. Значит, все иные потребители сейчас должны заключить договоры с другими энергосбытовыми организациями, не входящими в состав железнодорожного транспорта. А мы будем получать компенсацию за услуги по передаче электроэнергии. Это очень важный момент. И если прежний пользователь электроэнергии получает от нас уведомление о прекращении действия договора, то это совсем не значит, что дорога оставляет его ни с чем. Нужно просто перезаключить договор с другими энергосбытовыми организациями с соответствующими полномочиями.

Как говорится, реформы реформами, а люди ни в коем случае не должны от них страдать. А мы в свою очередь обязуемся сделать все возможное, чтобы учесть интересы потребителей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: