vn
Новосибирск -24.6 °C

В какой же все-такидень была Куликовская битва?

21.09.2004 00:00:00

Дату великого сражения после революции меняли трижды

Картина Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Сегодня православный мир отмечает праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

В истории России эта дата знаменательна тем, что в 1380 году в день праздника совершилась великая битва — Куликовское сражение, — положившая начало освобождению России от татаро-монгольского ига.

С тех пор Церковь, отмечая праздник Рождества Пресвятой Богородицы, всегда вспоминает и воинов, положивших свою жизнь на Куликовом поле.

Благодарные потомки включили Куликовскую битву в реестр российских знаменательных дат, и церковный праздник столетиями отмечался вместе со светским. Так продолжалось вплоть до 1923 года.

Календарный сумбур

Почти каждое уважающее себя периодическое издание имеет рубрику под названием «Листок календаря», «Памятные даты» и т.п. Оно и понятно, общество без исторической памяти обречено на вымирание. Но довольно часто одно и то же событие в разных СМИ появляется под разными датами. Самый распространенный пример — даты рождения и смерти знаменитостей: кто-то указывает их по старому стилю, кто-то — по новому. Не лучше дело обстоит и с днями великих сражений. Так, сравнив различные периодические издания за 8 сентября, можно было увидеть, что в одних в этот день указан День Бородинского сражения, в других — День Куликовской битвы. Лишь сравнение с церковным календарем объясняет причину такой нестыковки. В церковных изданиях указано, что Куликовская битва совершилась в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сентября по старому стилю, 21 сентября — по новому), а Бородинское сражение пришлось на день Владимирской иконы Божией Матери (26 августа по старому стилю, 8 сентября — по новому). Так что получается, что одни издатели это событие указали по новому стилю, а другие — по старому. Однако это еще не все. Открыв современный календарь Дней воинской славы России, можно обнаружить, что в нем День Бородинского сражения указан даже не восьмого сентября, а вообще седьмого.

Откуда же пошли эти разночтения?

Истоки путаницы

Известно, что различия в датах начались с календарной реформы Папы Римского Григория ХIII в 1582 году. С тех пор некоторые страны стали жить по новому летоисчислению, другие, в частности Россия, — по прежнему. Важнейшие исторические события в зарубежных летописях стояли под одними датами, в российских — под другими. Когда в России 25 декабря отмечали Рождество, на западных численниках в начале календарной реформы стояло 5 января, а к ХХ веку — уже 7-е января (через определенные периоды расхождение в датах нарастает).

Разнились и даты важных исторических событий. Так, 12 июня 1812 года наполеоновская армия перешла Неман и началась Отечественная война. В современных российских исторических энциклопедиях, учитывая накопившуюся к двадцатому столетию разницу между исчислениями в 13 дней, дату начала войны пишут 25 июня по новому стилю, указывая в скобках, что это 12 июня по старому. Но во всех западных хрониках стоит дата 24 июня, так как в то время разница была не 13 дней, а 12.

Когда родился Пушкин?

Первую попытку подстроиться под западную хронологию предприняли советские историки в 1923 году и начали с Пушкина. Известно, что наш великий поэт родился 26 мая 1799 года по юлианскому летоисчислению. После советской реформы календаря 1918 года, когда страна перешла на новый стиль, русская интеллигенция стала отмечать день рождения Пушкина 8 июня (26 мая по старому стилю). Но в 1923 году советское правительство приняло решение пересчитать все исторические даты согласно специальной таблице, указывающей, какая разница была между юлианским и григорианским календарями в различных столетиях. Поскольку в 18-м веке разница составляла 11 дней, то день рождения Пушкина был перенесен с 8-го июня на 6-е, тем самым русский поэт был оторван от национально-исторических корней и искусственно «привит» к западной хронологии. К сожалению, этот день так и закрепился в российском списке знаменательных дат указом президента от 21 мая 1997 года.

Войдя во вкус, советские историки стали пересчитывать даты с поправкой на новый стиль даже на тот период, когда его еще не было. Например, Куликовскую битву по новому стилю вместо 21 сентября стали отмечать 16 сентября (в XIV веке разница между юлианским и григорианским календарями составила бы 8 дней).

Так впервые Куликовскую битву отлучили от праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Памятные даты великих для России событий стали терять духовно-историческую преемственность. Казалось бы, какая разница, в каких датах вспоминать то или иное событие. Но разница есть, и огромная, так как каждое событие имеет свой историко-бытовой срез, и, как правило, все события привязывались к церковным праздникам, круглогодичное течение которых в течение двух тысячелетий незыблемо. Кому-то, видно, эта привязка была очень не по нутру.

Наведение порядка в исторических датах

Принятые в 1923 году правила определения исторических дат господствовали вплоть до принятия в 1995 году Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России» N 32-ФЗ, в котором знаменательные даты российской истории указывались с учетом традиционно принятого пересчета на новый стиль в 13 дней.

Так, 18 апреля (5 апреля по старому стилю) было определено Днем победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год); 8 сентября (26 августа) — Днем Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год); 21 сентября (8 сентября) — Днем победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

Конец наметившегося единства?

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы православные всегда чтили, а начиная с 1995 года, после того как он стал и днем государственного праздника, Русская православная церковь стала его отмечать особо широко. Во многих городах, в том числе и в Новосибирске, стали проходить крестные ходы, посвященные и церковному празднику, и годовщине Куликовской битвы, подчеркивая содружество Церкви и государства. Но вот уже второй год как праздники эти вновь разделены. 23 мая 2003 года Государственная дума по инициативе Комитета по обороне приняла поправки к Федеральному закону N 32-ФЗ, почти вернувшись к большевистской реформе 1923 года. Дума с завидным единогласием (370 голосов «за») приняла поправки, согласно которым исторические события до календарной реформы 1582 года автоматически перенеслись на новый стиль без всяких перерасчетов, а послереформенные исторические даты стали пересчитываться с учетом специальной таблицы соответствия календарей в каждом столетии. То есть все российские памятные даты были полностью переложены на западную хронологию.

Так День Куликовской битвы был перенесен на 8 сентября, а День Бородинского сражения, с учетом 12-дневной разницы между юлианским и григорианским календарями в 1812 году, с 8-го сентября сдвинулся на день назад. Поменялись и еще семь знаменательных дат воинской славы. Но к этому времени в свет вышла масса справочных изданий, в которых уже стояли ссылки на решение Думы от 1995 года, что внесло полную сумятицу и неразбериху в определении памятных дат: некоторые СМИ пользуются устаревшими справочниками до сих пор, а некоторые ссылаются на новые. Никакой логике принятые Думой решения не поддаются, кроме как желанию дистанцироваться от Церкви в угоду неуемному стремлению к интеграции с Западом.

Основанием для такого заключения может служить пример с датой Дня освобождения Москвы от польских интервентов народным ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского (1612 год). В варианте 1995 года праздник этот отмечался 7 ноября, с учетом таблицы, которую взяли за основу разработчики поправок, в новой редакции Закона праздник должен был перенестись на 4 ноября, но его почему-то поставили на пятое число. Объяснение такой рокировки можно найти в том же церковном календаре. Именно 4-го числа Церковь отмечает день Казанской иконы Божией Матери, и праздник этот установлен в память об освобождении Москвы от поляков в 1612 году. Кому-то очень не хочется отмечать этот праздник в один день с Церковью.

Вернуться к истокам все же придется

Некоторые страны, например, Япония, Китай, Израиль, для сохранения духовной самобытности остались верны своим национальным календарям, а европейский используют в качестве средства внешнего общения. В современных условиях призывы вернуться к традиционному для России юлианскому календарю вряд ли реально осуществимы. Но стремление вот так, походя, оторвать народ от своего исторического прошлого ради раболепного подражания Западу не делает нам чести. Остается надеяться, что в свете череды последних трагических событий, когда нам стало предельно ясно, что в трудную минуту России нужно надеяться только на себя, законодатели вновь вернутся к очередной календарной поправке, но уже только для того, чтобы вернуть великие российские даты на свои исконные места.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: