Об одной сенсации, больше смахивающей на рекламу
Строжайший запрет на употребление жевательной резинки во время уроков может быть отменен в американских школах благодаря открытию профессора стоматологического колледжа Нью-Йоркского университета Кеннета Алена.
Как-то раз профессору на глаза попалась информация о том, что многие заядлые «жевальщики» считают, будто резинка помогает им сосредоточиться. Кроме того, нашлись молодые люди, уверявшие, что постоянные движения челюстей, производимые при жевании, слегка убыстряют ритм работы их сердца, что, в свою очередь, способствует притоку кислорода в мозг.
Кеннет Аллен попросил половину студентов своей группы из 56 учащихся во время занятий жевать резинку, а второй половине строжайше запретил это делать. Через три дня Аллен протестировал их на усвоение пройденного материала. К его изумлению, ответы группы жующих в среднем можно было оценить на «четыре», в то время как средняя оценка тех, кто не жевал, не превышала «три».
Коллеги Кеннета Аллена, взявшиеся исследовать влияние жевательной резинки на мыслительные способности человека, выяснили, что в результате жевания в человеческом мозге повышается уровень гемоглобина. Наиболее смелые ученые проводят аналогию между мелкой моторикой руки, которая, как известно, способствует развитию мозга у ребенка и моторикой челюстей, которая, по их мнению, оказывает схожее действие.
В России феномен, открытый Кеннетом Алленом, еще толком не изучали. Большинство отечественных врачей подозревает, что «открытие» не более чем рекламная уловка, придуманная производителями и продавцами жевательной резинки. Хотя, по словам специалистов новосибирского центра образования и здоровья «Магистр», ароматизаторы, содержащиеся в жевательных резинках, могут оказывать воздействие на умственную деятельность. Например, такой ароматизатор, как мята, возбуждает нервную систему.
Корреспондент «ВН», побывав в нескольких учебных заведениях Новосибирска, выяснил, что наши школьники ничуть не меньше, чем американские, любят жевательную резинку и хотели бы, чтобы им разрешили пользоваться ей на уроках. Однако вряд ли в ближайшем будущем это случится учителя категорически против. Они считают жевательную резинку бедствием, с которым нужно бороться, не жалея сил.
Вот что показал мини-опрос, проведенный среди педагогов.
На свете нет ничего неприятнее, чем вляпаться в использованную жвачку
Екатерина Ивановна, директор школы: «Я отрицательно отношусь к жвачке. Главным образом потому, что у наших детей нет культуры употребления жевательной резинки. Использованную жвачку прилепляют где попало: на стулья, на столы, на лестничные перила. Я один раз вляпалась в жвачку в столовой. Был испорчен не только костюм, но и аппетит на несколько дней. Я пока не слышала об открытии американских ученых. Возможно, что-то в этом и есть. Помню, мы в детстве жевали смолу, воск. Может быть, организм инстинктивно требовал? Хотя, даже если то, о чем вы говорите, окажется правдой, вряд ли отношение педагогов старой формации к жвачке сразу изменится с отрицательного на положительное. В наше время, когда на прилавках советских магазинов только появилась импортная жвачка, ее боялись покупать. Во-первых, думали, вдруг в этот „вражий“ продукт подмешана какая-нибудь отрава. Во-вторых, это было предосудительно с идеологической точки зрения».
Елена Ивановна, преподаватель русского языка и литературы: «Я категорически отрицательно отношусь к жевательной резинке в школе. На лекциях по физиологии в институте нам говорили, что нельзя читать или смотреть телевизор во время еды, потому что это отвлекает от процесса переваривания пищи, а витамины и полезные вещества усваиваются организмом только тогда, когда человек сосредоточен на том, что он ест. И наоборот, когда занимаешься умственной деятельностью, ничем другим заниматься нельзя, так как это отвлекает. Вряд ли новомодные научные гипотезы сумеют меня переубедить в этом знании».
Надежда Леонидовна Евтухова, преподаватель географии: «Я на своих уроках стараюсь бороться со жвачкой. Во-первых, жующий рот это неэстетично. Во-вторых, посмотрите, как наши дети используют жевательную резинку: пожевал, приклеил куда-то, собрал на нее все микробы, потом снова в рот. Или пожевал и давай мять и растягивать в руках. Все бактерии с рук перешли на жвачку он ее опять в рот. О какой пользе может идти речь?»
Наталья Валерьевна Ященко, школьный медик: «Нашим детям жвачка приносит больше вреда, чем пользы. Ведь они жуют ее целый день. Между тем жевательная резинка через 12 часа непрерывного использования начинает разлагаться. Ее синтетические составляющие попадают в организм ребенка. Кроме того, от интенсивного жевания резины выделяется желудочный сок, который начинает переваривать стенки пустого желудка. А потом мы удивляемся, откуда у каждого второго старшеклассника гастрит или язва желудка».
Елена Васильевна Руденко, учитель русского языка: «Очень часто уроки начинаются с того, что я прошу учеников прекратить жевать. В принципе, если окажется, что жвачка положительно влияет на умственную деятельность, я могу стать более лояльной к жевательной резнике на уроках. Но опять же, с точки зрения эстетики, жующий рот выглядит не очень здорово и лично я испытываю не самые положительные эмоции, когда „распинаюсь“ перед учениками, а они жуют в ответ».
Ирина Борисовна Клюева, преподаватель английского языка: «Я не могу сказать, что меня раздражает жующий человек, если он делает это деликатно: не чавкает, не надувает пузыри. Если общественное мнение о жвачке изменится и в обществе сформируется культура потребления этого продукта, я буду совершенно спокойно относиться к детям, жующим на уроках».
Татьяна Михайловна Бузакова, учитель истории: «Я бы не хотела видеть перед собой на уроке жующие рты. Но при выполнении домашних заданий, самостоятельных работ пожалуйста. Я даже буду рекомендовать детям использовать резинку, но только когда гипотеза американского профессора будет доказана».
Если без жвачки, то хотя бы с музыкой
Беседуя со школьниками, мы узнали, что девочки любят жвачку больше, чем мальчики. Причем мальчики используют резинку во время прогулок, занятий спортом, компьютерных игр. А вот девочки, несмотря на запреты преподавателей, как раз таки не могут усидеть на уроке без жевательной резинки во рту.
Максим, 11-й класс: «Я, действительно, замечал, что жвачка помогает сосредоточиться. На уроках не жую, но если б учителя разрешали, то я, может быть, употреблял бы жвачку на уроках. Дома почти всегда использую ее при выполнении заданий».
Даша Лаврентьева, 11-й класс: «Я люблю жвачку. Покупаю всегда „Орбит“ или „Дирол“, чтобы совместить удовольствие и профилактику кариеса. Правда, того, что жвачка помогает сосредоточиться, не замечала».
Андрей, 11-й класс: «Я не люблю жвачку. Она мне мешает».
Виктор, 11-й класс: «Я никогда не жую. Считаю жвачку вообще совершенно бесполезной вещью. И в то, что она помогает от кариеса, не верю».
Инна: «Я очень люблю жвачку. Когда дома делаю уроки, всегда жую. На уроках тоже жую. Учителя ругаются, но очень хочется».
Кристина: «Без жвачки не могу усидеть на уроке. С ней хоть немножко веселее. А дома могу заниматься и без нее, но под музыку».