В течение трёх сентябрьских дней (5-го, 6-го и 7-го числа) в Новосибирске выступят известные барды братья Валерий и Вадим Мищуки (Москва).
Концерты организованы Новосибирской филармонией в рамках цикла «Авторская песня» при содействии Бард-клуба-кафе «Гитара по кругу». Братья Мищуки поднимались по ступеням успеха медленно, как бы не торопясь. А сегодня известность Вадима и Валерия шагнула далеко за пределы узкого круга любителей бардов, да и за границы России. Их песни поют, на их концертах аншлаги, их записи не залёживаются на полках музыкальных магазинов. Талант, работа и удача вот составляющие их успеха. Они среди лучших. Потому что таких только двое.
Дуэт Валерия и Вадима Мищуков появился в 1989 г. Гораздо раньше, в середине 70-х, любители авторской песни впервые познакомились с рижским ансамблем «Домино», творческим ядром которого явились начинающие тогда авторы Вадим и Валерий Мищуки. Боевое крещение ансамбля состоялось на фестивале авторской песни им. В. Грушина в 1976 г. Вспоминает Валерий Мищук: «Мы в то время были в Рижском клубе авторской песни. Что-то писали, пели. И постепенно-постепенно сложился ансамбль. Там был гитарист Сергей Буданов. У нас получилось три песни. И с ними мы поехали на Грушинский фестиваль. И нас выпустили на Гитару! Это был мощный толчок, и сразу по приезде в Ригу к нам присоединились две девочки. Мы просто на Грушинке услышали, как здорово поет народ. И нам захотелось так же. Что мы, хуже, что ли? Так нас оказалось 5 человек». В дальнейшем квинтет «Домино» неоднократно становился победителем и лауреатом фестивалей в Минске, Ленинграде, Кишиневе, Чебоксарах, Москве и других городах, завоевал свою аудиторию слушателей и получил поддержку признанных мастеров жанра. Говорит Вадим Мищук: «Наш первый концерт в Москве я прекрасно помню, это был 1979 год. Концерт был в ДК АЗЛК, 1500 мест, для нас это было потрясением, в Риге тогда и на 1000 мест залов не было. Мы оказались в паре с Клячкиным он в первом отделении, мы во втором. Спели мы хорошо, на ура прошли, и когда увидели наши фотографии в „Огоньке“ у нас зачесалось под лопатками. Просто крылья выросли
По сравнению с Москвой в Риге тихая, спокойная, другая жизнь. Болото я не побоюсь так сказать. Москва и Россия в целом, по которой мы начали активно ездить, так нас втянула, что мы волей-неволей стали ломать свой прибалтийский менталитет». К 1989 г. ансамбль, несколько раз сменив свой состав, всё же распался.

Рассказывает Валерий Мищук: «С тех пор мы с Вадимом вдвоём: мы отказались от названия и стали просто Мищуками. Свои песни у нас были, но мы пели много чужого, и нас долго знали как исполнителей. Потихоньку свои песни стали вытеснять чужие. Разделение труда такое: Вадим больше музыкант, а я больше поэт, но песни у нас всё равно совместные. Мы можем петь и у костра, и со сцены на какую только публику мы ни пели, но репертуар при этом менять не приходилось». В том же 1989 г., оставив свои прежние профессии (Валерий экономиста, Вадим связиста), Мищуки переезжают в Москву и начинают заниматься песней профессионально. С этого времени дуэт активно гастролирует по России, а также во множестве городов ближнего и дальнего зарубежья.
Помимо концертной деятельности, Мищуки создали весьма обширную для бардов коллекцию студийных альбомов. В 1987 г. вышел первый виниловый диск «Блудный сын», записанный при участии С. Буданова (музыканта ансамбля «Домино»). Вторая пластинка «Муха-агент 2100» явилась результатом совместного творчества с популярным автором Леонидом Сергеевым (в диск вошли песни на его стихи). Последний виниловый альбом «Когда-нибудь» датируется 1993 г. В дальнейшем Мищуки ежегодно выпускали компакт-альбомы: «На московском ветру» (1994); «Я вернулся домой» (1995); «Песни под мухой» (1996); «Добровольная тюрьма» (1997); «Портвейн-блюз» (1998); «Гелиграмус Пульхер» (1999, сольный альбом Валерия Мищука); «Нет слов» (1999, инструментальный альбом); «Лучшие песни. 19771990 гг.» (2000); «Песни нашего круга» (2000); «Лотерейный билет» (2002), «Про всех на свете» (2003). Валерий и Вадим Мищуки принимали участие в записи двух альбомов проекта «Песни нашего века», а также в многочисленных исполнительских сборниках, выпущенных издательством «Московские окна». Помимо этого большим тиражом изданы несколько магнитоальбомов, самыми известными из которых стали: «Не поговорили», «Рижский вокзал» и сольный альбом Вадима Мищука «Музыка старой удачи».
Литературная основа творчества братьев Мищуков очень разнообразна. В репертуар включены песни на стихи самых разных поэтов: Д. Самойлова, Ю. Левитанского, Б. Чичибабина, А. Межирова, И. Иртеньева, Д. Сухарева, Б. Кенжеева и др. В настоящее время большое место в концертных программах занимают песни, написанные на стихи их близких друзей Л. Сергеева и А. Морозова, а также на стихи одного из братьев, Валерия. Поясняет Вадим Мищук: «Вообще-то треть наших песен написана на Валеркины стихи. А в принципе мы стараемся писать на стихи тех людей, кого мы лично знаем. Если раньше мы пролистывали огромное число книжек и что-то рождалось, то теперь необходим личный контакт. Мы встречались с Левитанским, с Сухаревым
Жалко, мы не познакомились с Давидом Самойловым. Не успели
Леша Морозов мы жили у него долгое время. Жили-жили, а через год оказалось, что он очень хороший поэт
А началось это, наверное, с Лёни Сергеева. Мы с ним плотно общаемся с 1989 года
»
Особо хочется отметить музыкальную сторону творчества дуэта. Вероятно, это то, что определяет его самобытность, непохожесть на других мастеров жанра. Для Мищуков авторская песня не только способ исполнения поэтических произведений, музыка столь же важна, самоценна, как и «добротная» поэтическая основа. Дуэт постоянно экспериментирует в разных музыкальных направлениях, пытаясь наиболее полно использовать возможности традиционного для жанра музыкального инструмента акустической гитары, а также включает оригинальные оркестровые аранжировки в свои студийные записи. Известно, что сочинительство вещь довольно опасная. Здесь очень легко, в угоду моде, скатиться на конвейерное производство шлягеров-однодневок или, отгородившись сознанием собственной значимости, «творить» для узкого круга избранных
Вадиму и Валерию повезло нащупать ту грань, когда песни, написанные для себя, становятся близкими и нужными людям совершенно незнакомым и разным.