vn
Новосибирск -14.8 °C

Известные барды Валерий и Вадим Мищуки собираются в Новосибирск!

04.09.2004 00:00:00

В течение трёх сентябрьских дней (5-го, 6-го и 7-го числа) в Новосибирске выступят известные барды — братья Валерий и Вадим Мищуки (Москва).

Концерты организованы Новосибирской филармонией в рамках цикла «Авторская песня» при содействии Бард-клуба-кафе «Гитара по кругу». Братья Мищуки поднимались по ступеням успеха медленно, как бы не торопясь. А сегодня известность Вадима и Валерия шагнула далеко за пределы узкого круга любителей бардов, да и за границы России. Их песни поют, на их концертах — аншлаги, их записи не залёживаются на полках музыкальных магазинов. Талант, работа и удача — вот составляющие их успеха. Они — среди лучших. Потому что таких только двое.

Дуэт Валерия и Вадима Мищуков появился в 1989 г. Гораздо раньше, в середине 70-х, любители авторской песни впервые познакомились с рижским ансамблем «Домино», творческим ядром которого явились начинающие тогда авторы Вадим и Валерий Мищуки. Боевое крещение ансамбля состоялось на фестивале авторской песни им. В. Грушина в 1976 г. Вспоминает Валерий Мищук: «Мы в то время были в Рижском клубе авторской песни. Что-то писали, пели. И постепенно-постепенно сложился ансамбль. Там был гитарист Сергей Буданов. У нас получилось три песни. И с ними мы поехали на Грушинский фестиваль. И нас выпустили на Гитару! Это был мощный толчок, и сразу по приезде в Ригу к нам присоединились две девочки. Мы просто на Грушинке услышали, как здорово поет народ. И нам захотелось так же. Что мы, хуже, что ли? Так нас оказалось 5 человек». В дальнейшем квинтет «Домино» неоднократно становился победителем и лауреатом фестивалей в Минске, Ленинграде, Кишиневе, Чебоксарах, Москве и других городах, завоевал свою аудиторию слушателей и получил поддержку признанных мастеров жанра. Говорит Вадим Мищук: «Наш первый концерт в Москве я прекрасно помню, это был 1979 год. Концерт был в ДК АЗЛК, 1500 мест, для нас это было потрясением, в Риге тогда и на 1000 мест залов не было. Мы оказались в паре с Клячкиным — он в первом отделении, мы во втором. Спели мы хорошо, на ура прошли, и когда увидели наши фотографии в „Огоньке“ — у нас зачесалось под лопатками. Просто крылья выросли… По сравнению с Москвой в Риге тихая, спокойная, другая жизнь. Болото — я не побоюсь так сказать. Москва и Россия в целом, по которой мы начали активно ездить, так нас втянула, что мы волей-неволей стали ломать свой прибалтийский менталитет». К 1989 г. ансамбль, несколько раз сменив свой состав, всё же распался.

Рассказывает Валерий Мищук: «С тех пор мы с Вадимом вдвоём: мы отказались от названия и стали просто Мищуками. Свои песни у нас были, но мы пели много чужого, и нас долго знали как исполнителей. Потихоньку свои песни стали вытеснять чужие. Разделение труда такое: Вадим больше музыкант, а я больше поэт, но песни у нас всё равно совместные. Мы можем петь и у костра, и со сцены — на какую только публику мы ни пели, но репертуар при этом менять не приходилось». В том же 1989 г., оставив свои прежние профессии (Валерий — экономиста, Вадим — связиста), Мищуки переезжают в Москву и начинают заниматься песней профессионально. С этого времени дуэт активно гастролирует по России, а также во множестве городов ближнего и дальнего зарубежья.

Помимо концертной деятельности, Мищуки создали весьма обширную для бардов коллекцию студийных альбомов. В 1987 г. вышел первый виниловый диск — «Блудный сын», записанный при участии С. Буданова (музыканта ансамбля «Домино»). Вторая пластинка «Муха-агент 2100» явилась результатом совместного творчества с популярным автором Леонидом Сергеевым (в диск вошли песни на его стихи). Последний виниловый альбом «Когда-нибудь» датируется 1993 г. В дальнейшем Мищуки ежегодно выпускали компакт-альбомы: «На московском ветру» (1994); «Я вернулся домой» (1995); «Песни под мухой» (1996); «Добровольная тюрьма» (1997); «Портвейн-блюз» (1998); «Гелиграмус Пульхер» (1999, сольный альбом Валерия Мищука); «Нет слов» (1999, инструментальный альбом); «Лучшие песни. 1977–1990 гг.» (2000); «Песни нашего круга» (2000); «Лотерейный билет» (2002), «Про всех на свете» (2003). Валерий и Вадим Мищуки принимали участие в записи двух альбомов проекта «Песни нашего века», а также в многочисленных исполнительских сборниках, выпущенных издательством «Московские окна». Помимо этого большим тиражом изданы несколько магнитоальбомов, самыми известными из которых стали: «Не поговорили», «Рижский вокзал» и сольный альбом Вадима Мищука «Музыка старой удачи».

Литературная основа творчества братьев Мищуков очень разнообразна. В репертуар включены песни на стихи самых разных поэтов: Д. Самойлова, Ю. Левитанского, Б. Чичибабина, А. Межирова, И. Иртеньева, Д. Сухарева, Б. Кенжеева и др. В настоящее время большое место в концертных программах занимают песни, написанные на стихи их близких друзей — Л. Сергеева и А. Морозова, а также на стихи одного из братьев, Валерия. Поясняет Вадим Мищук: «Вообще-то треть наших песен написана на Валеркины стихи. А в принципе мы стараемся писать на стихи тех людей, кого мы лично знаем. Если раньше мы пролистывали огромное число книжек и что-то рождалось, то теперь необходим личный контакт. Мы встречались с Левитанским, с Сухаревым… Жалко, мы не познакомились с Давидом Самойловым. Не успели… Леша Морозов — мы жили у него долгое время. Жили-жили, а через год оказалось, что он очень хороший поэт… А началось это, наверное, с Лёни Сергеева. Мы с ним плотно общаемся с 1989 года…»

Особо хочется отметить музыкальную сторону творчества дуэта. Вероятно, это то, что определяет его самобытность, непохожесть на других мастеров жанра. Для Мищуков авторская песня — не только способ исполнения поэтических произведений, музыка столь же важна, самоценна, как и «добротная» поэтическая основа. Дуэт постоянно экспериментирует в разных музыкальных направлениях, пытаясь наиболее полно использовать возможности традиционного для жанра музыкального инструмента — акустической гитары, а также включает оригинальные оркестровые аранжировки в свои студийные записи. Известно, что сочинительство — вещь довольно опасная. Здесь очень легко, в угоду моде, скатиться на конвейерное производство шлягеров-однодневок или, отгородившись сознанием собственной значимости, «творить» для узкого круга избранных… Вадиму и Валерию повезло нащупать ту грань, когда песни, написанные для себя, становятся близкими и нужными людям совершенно незнакомым и разным.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: